Войти в почту

Космос — это большая дорога к звездам

В реальность полета к дальним мирам человечество поверило недавно — лишь в начале ХХ века. В 1903 году, как известно, американцы братья Райт совершили первый полет на самолете. Нужна ракета Таким образом, стало ясно, что человек может перемещаться по воздуху. — И тогда стало понятно: если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять ее несколько часов, то гипотетически этот аппарат сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, — рассказывает кандидат технических наук, преподаватель МГТУ им. Баумана Евгений Тихомиров. — Проблема была в двигателе. Ни один из существовавших на тот момент экземпляров не имел достаточной мощности и не мог работать так долго, чтобы летательный аппарат «забрался» на околоземную орбиту. Плюс было невозможно регулировать вектор тяги и влиять на траекторию движения аппарата. — При вертикальном старте вектор движения рано или поздно закруглялся и летательный аппарат валился на Землю, так и не достигнув космоса, — поясняет ученый. — Если же аппарат двигался горизонтально, то при мощном выделении энергии он просто сносил все на своем пути, и в конце концов саморазрушался. Выход предложил российский ученый Константин Циолковский. Он ввел в науку само понятие «ракетный двигатель». Принцип его действия таков: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая ее массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперед. По такому принципу работают китайские фейерверки. — Циолковский первым предложил взглянуть на ракеты как на транспорт, — рассказывает Евгений Тихомиров. Ракета Циолковского — это уже не фейерверк, а пилотируемый аппарат с двигателем на жидком топливе и сложной системой управления и жизнеобеспечения. «В качестве исследователя атмосферы предлагаю реактивный прибор, то есть род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной», — написал Циолковский в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» еще в 1903 году. Кстати, в этом же году он предложил и проект ракеты. Ее двигатель должен был работать на жидком водороде и жидком кислороде. Первая мировая война сильно продвинула авиацию. Аэропланы активно использовались в боевых действиях. Пилоты сбрасывали листовки и бомбы, занимались разведкой. Но о ракете, и уж тем более мирном покорении космоса, все надолго забыли. А Циолковский упрямо писал: «Только с момента применения реактивных приборов начнется новая, великая эра в астрономии — эпоха более пристального изучения неба». Чудо техники из подвала Помогла советская власть. Первым практическим шагом к воплощению идей Циолковского стала ГИРД-09 — экспериментальная советская ракета на гибридном топливе. — История создания этой ракеты примечательна, — рассказывает историк-москвовед Виталий Батушев. — В апреле 1930 года тогда совсем еще юный Сергей Королев создал группу для изучения реактивного движения. Сокращенно — ГИРД. Она была общественной организацией при ОСОАВИАХИМе. И этой группе для работы выделили подвал. Вот так отечественное ракетостроение началось в подвале московского дома на Садовой-Спасской, 19. Создание ракетного двигателя — дело опасное. Время от времени подвал сотрясали взрывы. У жильцов буквально волосы становились дыбом! Но в 1933 году первая ракета была готова. Малышку весом 19 килограммов… завернули в газету и на трамвае повезли испытывать на подмосковном полигоне в Нахабине. Полет продлился 18 секунд, в течение которых ракета поднялась всего на 400 метров. Тогда же, в 1933 году, Циолковский выступил научным консультантом фильма «Космический рейс». В ходе работы он создал для съемочной группы серию поясняющих иллюстраций, в том числе изображение спутника-ракеты. В подписях к эскизам он не только указал первую космическую скорость (около 8 км/с), но и довольно точно определил время обращения спутника вокруг Земли — «около 5400 секунд» (1,5 часа). В 1935 году великий ученый умер, но идеи его стали реализовываться. Первый спутник — После Великой Отечественной войны была принята пакетная схема расположения ракет. Она применяется в космонавтике и поныне, — рассказывает Тихомиров. — Суть в том, что для вывода спутника на орбиту одновременно используются несколько ракет. Они размещены симметрично по отношению к центру массы тела, которое требуется вывести на орбиту Земли. Такая схема обеспечивает мощную, устойчивую и равномерную тягу, достаточную, чтобы объект двигался с постоянной скоростью 7,9 км/с, необходимой для преодоления земного тяготения. И вот 4 октября 1957 года свершилось. Впервые в истории с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королева, был запущен первый искусственный спутник Земли. Как все гениальное, он был назван просто — «Спутник-1». — Он был очень маленьким: чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг, — рассказывает историк. — Полный виток вокруг Земли спутник совершал за 96 минут. «Звездная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца. Но за этот период он прошел фантастический путь в 60 миллионов километров! С тех пор во всем мире любой небольшой механический прибор, запускаемый в космос, стали называть — спутник. Русское слово прижилось.

Космос — это большая дорога к звездам
© Вечерняя Москва