Самолет Sukhoi Superjet 100 отметил свой первый юбилей
Sukhoi Superjet 100 во многом стал первым. Это первый российский самолет, отправной точкой в создании которого стали требования к продукту, сформированные ведущими авиаперевозчиками мира. Одной из главных особенностей самолета, который строят в широкой международной кооперации, стали российско-французские двигатели SaM-146, созданные совместным предприятием PowerJet. Это первый производимый в России газотурбинный двигатель, получивший международный сертификат типа EASA. Он отвечает современным экологическим требованиям и нормам ICAO. Через год после выкатки, 24 декабря 2008 года, Superjet 100 совершил свой первый полет. Ему предшествовали ресурсные испытания, подтвердившие заявленные характеристики самолета. SSJ100 впервые поднялся в воздух под управлением летчиков-испытателей Леонида Чикунова и Николая Пушенко. Тогда лайнер провел в воздухе два с половиной часа, поднявшись до шести тысяч метров. А в 2010 году в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет первого серийного SSJ100, предназначенного для авиакомпании "Армавиа". Позже заказчик назвал этот самолет в честь первого в мире космонавта - Юрий Гагарина. И это символично - ведь для российского авиастроения первый полет этого самолета по значимости был, без сомнений, сравним с первым полетом человека в космос. Вскоре самолет получил все необходимые для полетов сертификаты. Сначала, спустя месяц после пробного полета первого серийного экземпляра - сертификат МАК. А спустя еще год - европейский сертификат годности EASA, открывший для новинки путь на зарубежные рынки. Чтобы получить эти сертификаты, пришлось подтвердить 2 тысячи пунктов требований летных властей. Испытания продолжались 3 года и 3 месяца. За это время 4 первых SSJ100 провели в воздухе 2600 часов, совершив 1100 полетов. Плюс наземные испытания, в ходе которых имитировались даже самые маловероятные отказы систем и агрегатов. Впервые некоторые испытания проводились за рубежом - самолет летал в итальянский Турин и дважды - во французскую Тулузу. Его бросали под шквальный боковой ветер в Исландии, жарили в Кувейте, загоняли на высокогорье в Армении и Мексике и даже обстреливали тушками птиц! Через столько испытаний не проходил ни один российский самолет. В результате Superjet был проверен от А до Я по всем необходимым параметрам. Появились и серьезные заказчики. Сначала самолетом заинтересовались в Мексике. В этой стране Superjet 100 выполняют рейсы из Мехико в 6 городов страны. Лестные отзывы о самолете оставляли как пилоты, так и пассажиры, которых привлекла комфортабельность салона. Сегодня в парке авиакомпании уже 22 SSJ100, вскоре мексиканская Interjet получит еще восемь российских SSJ 100. В 2014 году Таиланд подписал контракт на покупку трех Superjet-100 для королевского двора. Само собой, речь шла о самолетах в ВИП-комплектации. Такое доверие со стороны тайских властей стало лишним подтверждением надежности SSJ100. В 2016 году самолеты были поставлены заказчику. А в 2016 году Superjet 100 пополнил парк самолетов ирландской авиакомпании CityJet. Российские авиалайнеры заменили устаревшие суда, которые использовались компанией для совершения рейсов по Старому Свету. В настоящий момент перевозчик эксплуатирует шесть таких самолетов и ожидает дальнейших поставок уже заказанных лайнеров. Наибольшим спросом Superjet 100 пользуется у себя на родине - в России. Самолет эксплуатируют сразу несколько авиакомпаний, среди которых стоит отметить "Аэрофлот", "Газпром авиа", "Якутию", "Ямал", "ИрАэро", Азимут и РусДжет. Лайнер также используется и в ведомственных авиапарках МВД России и МЧС. У всех заказчиков свои планы на SSJ100, а потому на сегодняшний день у самолета появились и специальные модификации. Самолет для МЧС, к примеру, предназначен для санитарной эвакуации, оснащен современным оборудованием и специальными медицинскими модулями, аппаратом искусственного дыхания и кардиомониторами, которые позволяют оказывать медицинскую помощь во время полета любым больным, а также раненым или пострадавшим от природных и техногенных бедствий. Собирают самолеты все там же - в Комсомольске-на-Амуре. Три отсека, в том числе головной и хвостовой, сюда привозят на грузовиках из Новосибирска. Оставшиеся отсеки, а также крылья и центроплан (центральную часть крыла), производят на месте - в модернизированных цехах Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина. При создании самолета используется самое современное оборудование, которое закупается как в России, так и за рубежом. Сейчас, по итогам первых десяти лет, можно сказать, что ключевыми преимуществами Sukhoi Superjet 100 стали экономическая эффективность в эксплуатации и комфорт салона. За прошедшие годы самолет доказал свою надежность и полюбился работающим на нем пилотам. Производство лайнера постоянно совершенствуется, портфель заказов растет. Потому остается лишь пожелать юбиляру чистого неба и новых успехов в освоении российского и зарубежного рынков.