Ещё

Технические характеристики учебно-боевого и тренировочного самолета Як-130 

Фото: РИА Новости

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — учебно-боевой самолет, созданный в ОКБ имени А. С. Яковлева.

Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин), созданной в России после распада СССР.

В начале 1990 года главнокомандующий ВВС СССР маршал авиации Александр Ефимов поставил специалистам задание создать новый учебно-тренировочный самолет. В начале 1991 года был объявлен конкурс, в нем участвовали основные конструкторские бюро Советского Союза. Из всех предложенных проектов были выбраны учебные комплексы, разработанные в КБ имени Яковлева и в ОКБ имени Микояна.

После распада СССР средств на разработку проекта не имели ни конструкторские бюро, ни министерство обороны РФ. Поэтому российские конструкторы работали совместно с зарубежными партнерами: самолет Як-130 создавался вместе с итальянской компанией Alenia Aermacchi, а ОКБ имени Микояна работало в кооперации с французскими компаниями. Через некоторое время итальянская компания вышла из проекта, забрав свою часть технической документации.

В 1996 году Як-130 совершил свой первый полет, в этом же году поднялся в воздух и МиГ-АТ, созданный конструкторами ОКБ имени Микояна. В 2001 году государственная комиссия признала самолет Як-130 победителем конкурса, а в 2004 году в воздух поднялся первый серийный самолет.

Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа «тандем».

Оснащен двумя ТРДД (двухконтурными турбореактивными двигателями) с тягой по 2500 кг.

На Як-130 впервые в России реализовано полностью цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое представляет собой новейшие разработки отечественной промышленности.

Як-130 оснащен комплексной цифровой электродистанционной системой управления, позволяющей в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета (истребителя, штурмовика, бомбардировщика).

Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°.

Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.

Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах.

Самолет оснащен электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета.

Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает:

— имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны;

— взаимодействие с другими самолетами в группе и наземными и воздушными пунктами управления;

— имитацию атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.

Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.

Технические характеристики Як-130:

Масса:

взлетная максимальная — 9000 кг  взлетная нормальная — 5700 кг  топлива, максимальная:

во внутренних баках — 1750 кг  в подвесных баках — 2х450 кг  максимальной боевой нагрузки — 3000 кг  Силовая установка — 2 ТРДД

Взлетная тяга (МСА) — 2х2500 кг  Скорость:

максимальная горизонтального полета — 1050 км/ч  взлетная (с полным запасом топлива) — 200 км/ч  посадочная — 195 км/ч  Максимальная высота полета — 12500 м  Полетные углы атаки —

Практическая дальность полета при максимальной внутренней заправке — 2000 км  Длина полосы на аэродромах базирования — 1000 м  Ресурс — 10 000 л.ч.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео