СР-10 с обратным крылом: уникальные возможности младшего «Беркута»
Короткий разбег, отрыв от полосы и маленький красный самолет начинает резкий набор высоты. Дикторский голос по трансляции сообщает, что в небо аэрокосмического салона МАКС в подмосковном Жуковском поднялся новый учебно-тренировочный самолет СР-10. Короткий разбег, отрыв от полосы и маленький красный самолет начинает резкий набор высоты. Дикторский голос по трансляции сообщает, что в небо аэрокосмического салона МАКС в подмосковном Жуковском поднялся новый учебно-тренировочный самолет СР-10. Если бы не красная раскраска фюзеляжа, то самолет легко бы сошел за истребитель Су-47 Беркут - первую боевую машину, которая могла получить крылья с обратной стреловидностью. Ожидается, что первые СР-10 пополнят авиационный парк Воздушно-космических сил России к концу следующего года. СР-10 создан конструкторским бюро Современные авиационные технологии (КБ САТ ) частной компанией занимавшейся до этого ремонтом и модернизацией парка чешских учебно-тренировочных самолетов L-39 Albatros, стоящих на вооружении летно-учебных заведений Воздушно-космических сил России. Их производство на заводе Aero Vodochody остановилось еще в 1999 году. Собственно этот факт и подтолкнул специалистов САТ к созданию замены чешским летающим партам . Руководитель проекта СР-10 Максим Миронов говорит, что создание самолета стало инициативным проектов КБ. Впрочем, работа сразу получила статус решения Минобороны О порядке разработки, серийного производства и поставок СР-10 . В летных училищах остается еще не менее 200 Альбатросов купленных еще во времена СССР. Обновить их парк из-за санкций Запада в отношении России маловероятно. Так, что альтернативы СР-10 фактически нет. По концепции СР-10 не сильно отличается от L-39: максимально упрощенная конструкция минимум бортового оборудования. Хотя главное - это использование крыла с обратной стреловидностью. Впервые в российском авиастроении его применили на истребители Су-47 Беркут ОКБ Сухого . Тогда разработчики отмечали главные особенности такой машины: отличная аэродинамика, причем даже на небольших скоростях, что характерно для самолетов с обратной стреловидностью крыла. Так же как еще одно преимущество машин с такой компоновкой - великолепная подъемная сила, превосходящая подобную у машин с крыльями классической конструкции. Кроме того, развернутое крыло дает улучшение характеристик управляемости при взлете и посадке. Значительно уменьшается вероятность ухода в глухой штопор. Получается прекрасная центровка фюзеляжа. Так как силовые элементы крыла смещаются в сторону хвоста, а в центральном отсеке освобождается много места для расположения боекомплекта. Благодаря инновационной аэродинамической схеме СР-10 фактически стал уменьшенной копией Су-47 с сопоставимыми пилотажными возможностями. За это его уже даже прозвали Беркутенком , по аналогии с более мощной и взрослой машиной. Как бы там ни было, но по сравнению Альбатросом СР-10 уже имеет 2-3-кратное превосходство по аэродинамике. Ее характеристики соответствуют требованиям к учебно-тренировочным машинам поколения 4+ , а это между прочим более сложный и технологичный Як-130. СР-10 будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой от плюс 10 до минус 8G. Двухместная кабина, скомпонованная по схеме тандем , оснащена катапультными креслами К-36, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. В ходе демонстрационного полета на МАКС-2017 СР-10 показал хорошую скороподъемность. Выполнил вираж с углом в 80 градусов, боевую восьмерку. Собственно тот минимум необходимый для освоение азов пилотирования реактивного самолета. На СР-10 установлен аналогичный альбатросовскому двигатель АИ-25, но доработанный. Его выбор был обусловлен исключительно экономическими соображениями. Двигателей АИ-25 накоплено достаточно большое количество, что позволяет без особых затрат использовать их в конструкции новой машины. В КБ САТ говорят, что в случае контракта с Минобороны готовы предложить более продвинутую версию СР-10 с двигателем АЛ-55 НПО Сатурн . Он специально создавался для учебно-тренировочных машин. Может оснащаться форсажной камерой и системой управления вектора тяги. Это решение может сделать из СР-10 еще и воздушного акробата. Вопрос установки АЛ-55 на СР-10 уже согласован с производителем. В этом случае, характеристики машины как по летным показателям, так и экономичности возрастут на порядок. СР-10 позволит реализовать трехступенчатую систему подготовки пилотов ВКС. Сейчас планируется, что первичную летную подготовку: взлет-посадка, ориентирование в пространстве курсанты летных училищ будут отрабатывать на поршневом Як-152, создающемся корпорацией Иркут . Затем их будут пересаживать на реактивный СР-10 и только после этого на учебно-боевой Як-130 , - прокомментировал профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. Сегодня, по его словам, подготовка летчиков идет фактически именно на этих машинах, что достаточно сложно, учитывая технологичность Як-130, и дорого. На самолете стоят два двигателя, из-за этого стоимость одного летного часа на нем значительно превышает аналогичные показатели Як-152 и СР-10. Производство СР-10 будет налажено на Смоленском авиационном заводе . Как сообщил руководитель предприятия Сергей Никольский, в настоящее время на заводе завершается модернизация производственных площадей под выпуск новых самолетов. Контракт с Минобороны может быть оформлен в несколько ближайших недель. В этом случае, поставки машин начнутся уже через 14 месяцев. Планируется, что это будет партия из нескольких десятков новых учебно-тренировочных самолетов СР-10. Всего ВКС планируют заменить не менее 150 L-39 Albatros. Все машины будут заказаны в максимально упрощенной комплектации с целью удешевления. По словам специалиста, это оправданно с точки зрения будущего использования машин первичная летная подготовка и получение курсантами навыков пилотирования машин с реактивным двигателем. Впрочем, применение СР-10 может оказаться куда шире. Возможно, что машины будут поставляться и в строевые части для поддержания летной подготовки пилотов истребителей, штурмовиков и даже бомбардировщиков. Подобная практика использования L-39 существовала в летных частях СССР.