Виктор Тятинькин: России надо перейти на свою авиатехнику внутри страны
Это предприятие представило на авиакосмическом салоне МАКС-2017 новейшие разработки, касающиеся систем жизнеобеспечения: системы кондиционирования воздуха, автоматического регулирования давления в кабинах и салонах самолетов, другие системы для перспективной российской авиационной техники. Конструкторы объединения разработали эти сложные системы для самолетов МС-21, Су-35, вертолета Ми-38, других перспективных машин. Это очень большой шаг вперед. Но есть существенная проблема. Сегодня часть агрегатов предприятие вынуждено покупать за границей. И не потому, что качество отечественных комплектующих не отвечает требованиям. Здесь сложностей нет - в авиационной технике вопрос качества даже не обсуждается, оно должно быть безупречным. Но вопрос - в цене. Точнее, почему импортные комплектующие оказываются дешевле российских аналогов? - Дело в том, - говорит Виктор Тятинькин, - что сегодня российская авиационная промышленность производит крайне мало машин по сравнению с теми же Boeing и Airbus. Отставание в объемах - на порядок. В итоге себестоимость выпускаемой продукции у них получается гораздо ниже. Чтобы изменить ситуацию, по его мнению, необходимо уйти от закупок иностранных самолетов для использования на внутренних авиалиниях и перейти на отечественную авиатехнику. Если на внешний рынок те же Boeing и Airbus вряд ли пустят наших производителей, то на внутреннем их машины вполне могут заменить такие самолеты, как МС-21 или SukhoiSuperjet 100. Это хорошие машины, и после определенного усовершенствования их вполне можно запускать в массовую серию. В свою очередь, это потянет за собой выпуск комплектующих в больших объемах, снизит их себестоимость, даст средства для разработки новой техники. Здесь хорошие перспективы для кооперации, создания центров компетенции по выпуску тех или иных агрегатов. Часть таких работ можно доверить и малому бизнесу, но при условии соблюдения всех стандартов качества. Но чтобы заработала эта цепочка, необходима политическая воля, считает генеральный директор - главный конструктор ПАО ПКО "Теплообменник".