Юрий Кнутов: Информация о запусках "Барраж-1" в зоне СВО внушает оптимизм
Вопрос с передачей информации на линии боевого соприкосновения после отключения "Старлинк" обсуждается среди военных и специалистов. Сейчас на фронте используют альтернативные источники, в том числе спутниковые тарелки, принимающие сигналы с российских спутников. Также для этих целей задействованы самолеты-ретрансляторы.
Понятно, что американцы рано или поздно не оставили бы нам лазеек для использования своих спутников. Поэтому отключение "Старлинк" не нужно воспринимать, как трагедию. Сейчас необходимо найти качественную и недорогую замену этой спутниковой связи.
Информация о пробных запусках в зоне СВО беспилотной стратосферной платформы "Барраж-1", предназначенной для развертывания телекоммуникационных средств связи на больших высотах, внушает осторожный оптимизм. Такой зонд может поднимать до 100 кг груза, а этого достаточно для размещения необходимой аппаратуры по ретрансляции связи в радиусе до нескольких сотен километров. Еще один плюс в том, что аппарат способен менять высоту полета для попадания в спокойные атмосферные течения, чтобы находить нужное положение для удержания в зоне приема-передачи. Такой зонд может месяцами находиться на высоте порядка 20 км и спускаться на землю только для проведения технических работ.

В целом использование дирижаблей или стратосферных зондов для передачи информации - тема далеко не новая. Ряд зарубежных стран уже используют такие средства, которые могут быть многофункциональными. К примеру, у Израиля на вооружении стоят два дирижабля, которые выполняют функции станций противоракетной обороны. Один из них был сбит ХАМАС, однако сильных повреждений не получил. Сейчас после ремонта он снова в строю. Польша закупает пять таких станций. У американцев вообще южная часть границы контролируется РЛС на аэростатах. Эта система на Западе активно распространяется и показывает хорошие результаты. Если вспомнить историю, то в 70-80-е годы НАТО использовало аэростаты для ведения разведки на территории Советского Союза. Их запускали в Европе, и они приземлялись в районе Японии. Там их подбирали и собирали разведывательную аппаратуру. Наши летчики за ними активно охотились.
Аэростаты или стратостаты, по сути, довольно легко использовать. На них крепится антенна, приемо-передающий передатчик, трос, который удерживает объект на нужной высоте и в нужной точке. Получается, что он находится на одном месте и следит, к примеру за маловысотными целями или служит ретранслятором. У стратосферных платформ, которые находятся на большой высоте, есть ряд своих нюансов. Они находятся в разряженном воздухе и усилий для их поддержания на нужной высоте и определенном квадрате требуется гораздо меньше. Причем на таких высотах известно, где потоки воздуха сильные, а где их практически нет. Поэтому можно разместить платформу в такой точке, где движения воздуха практически не будет.
Сейчас для аэростатов или стратостатов придумывают ряд усовершенствований. К примеру, делается не один большой купол, который поднимает аппарат в воздух, а множество ячеек, наполненных газом. Даже при выходе из строя нескольких сотен таких ячеек аппарат все равно останется в воздухе.
Некоторую альтернативу спутникам уже реализуют американцы. Они проводят испытания сверхлегкого беспилотного летательного аппарата Zephyr. На его крыле, размахом 25 метров, установлены солнечные батареи, которые подпитывают электродвигатели. Такой беспилотник может находиться в воздухе несколько месяцев и способен подниматься на высоту до 23 км. Он в зависимости от задачи может наблюдать за атмосферой, осуществлять аэрофотосъемку или обеспечивать связь. В Америке за характеристики Zephyr уже назвали псевдоспутником.
Те же стратостаты намного дешевле в эксплуатации и проще в использовании, и, несомненно, они должны быть задействованы в армии. Конечно, это не панацея. Противник, заметив в воздухе такой объект, несомненно, попытается сбить его всеми доступными способами, а также атаковать операторов на земле. Поэтому размещать их прямо над линией боевого соприкосновения нецелесообразно.
Некоторой подменой выбывшим "Старлинкам" тот же "Барраж-1" стать сможет, однако полноценную спутниковую связь он, конечно, не заменит. Зона его работы должна находиться в 200-300 км от линии боевого соприкосновения.
Подготовил Александр Степанов