Легитимация каждого этапа давления: Эксперт по полочкам разложил ситуацию с Telegram в РФ
Россия ограничивает доступ к Telegram, пытаясь заставить своих граждан перейти на контролируемое государством приложение, созданное для слежки и политической цензуры. Об этом в официальном ответе на замедление мессенджера в РФ заявил его основатель Павел Дуров.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков выразил сожаление из-за того, что руководство платформы решило не подчиняться российскому законодательству. Он сказал, что было бы лучше, если бы мессенджер и другие сервисы, доступ к которым в РФ блокируется, подчинялись требованиям властей.
10 февраля в Таганский суд Москвы поступило восемь протоколов в отношении Telegram. Семь — по ч. 4 ст. 13.41 КоАП (не удаление информации), один — по ч. 3 ст. 13.50 КоАП (повторное неисполнение обязанностей по мониторингу). Сумма возможных штрафов — около 64 миллионов рублей, что для такой площадки совершенно незначительно.
Директор управления веб-разработки университета «Синергия» Артем Аксянов в беседе со «Свободной Прессой» подчеркнул, что технически для ограничения трафика Роскомнадзору не нужны новые судебные решения. Закон о «суверенном рунете» (№ 90-ФЗ) уже дает ГРЧЦ право изменять параметры маршрутизации и ограничивать доступ при выявлении угроз. Однако в отношениях с операторами судебные акты превращают абстрактное право РКН в конкретную обязанность провайдера.
«Предписание, подкрепленное решением суда, оператор не может проигнорировать или оспорить, а любое уклонение грозит ему самостоятельной административной ответственностью. Публично эти протоколы также формируют образ последовательных и юридически обоснованных действий государства. Таким образом суды — это инструмент легитимации каждого этапа давления и механизм принуждения операторов связи», — отметил собеседник издания.
По словам эксперта, прямо сейчас наблюдается не попытка полной блокировки, а управляемое ухудшение качества сервиса.
На уровне сети:
— используются комплексы с функциями DPI (глубокого анализа пакетов).
— Штатный протокол Telegram (MTProto) детектируется по сигнатурам.
— Применяется не полная блокировка, а замедление — первые несколько килобайт данных могут загружаться быстро, после чего скорость падает почти до нуля. Сначала пропускается трафик, далее идентифицируется как «нежелательный» и затем начинают отбрасывать последующие пакеты.
Что именно ограничивается:
— с августа 2025 звонки (VoIP);
— с осени 2025 загрузка медиа;
— с февраля 2026 замедление затрагивает даже передачу текстовых сообщений.
«Чтобы обойти замедление, пользователи и сервисы начали массово подключаться через специальные прокси. Они маскируют трафик Telegram под обычные защищенные соединения — например, под открытие сайтов с HTTPS. Системы фильтрации такой трафик не блокируют, но полностью восстановить скорость не получается: сообщения и файлы все равно грузятся медленно, звонки обрываются. Общее качество работы мессенджера продолжает падать», — пояснил Аксянов.
Специалисты исходят из того, что полное отключение Telegram не является приоритетом государства. Текущая стратегия — это не уничтожение мессенджера, а создание условий, при которых пользователь сам перейдет на отечественное решение.
По словам эксперта «СП», судя по всему, давление будет нарастать «ступенчато»: каждое новое замедление будет подкрепляться свежим судебным решением. Полная блокировка возможна только в случае радикального изменения позиции платформы по вопросам модерации, но пока это невыгодно ни одной из сторон.
«Рынок уже начал реагировать: крупные рекламодатели начали смещать бюджеты из Telegram-каналов в MAX, авторы контента тестируют кросс-постинг. Но пока говорить о полноценном уходе из Telegram преждевременно. Большинство рекламодателей придерживаются стратегии диверсификации, сохраняя основное присутствие в Telegram, пока он остается доступным через средства обхода», — заключил Аксянов.
Ранее главный редактор IT-издания Runet. News Владимир Зыков говорил, что Дуров мог заранее подготовиться к возможным ограничениям.