Миссия выполнима: где в Москве научиться играть на гуслях

Меморандум о признании гуслей национальным народным инструментом подписан на первом Всероссийском конкурсе «Ристалище гусляров России». Узнать о гуслях побольше и научиться на них играть захотел корреспондент «Вечерней Москвы».

Миссия выполнима: где в Москве научиться играть на гуслях
© Вечерняя Москва

А урок игры на одном из древнейших музыкальных инструментов нашему корреспонденту согласился дать известный гусляр Кирилл Богомилов.

Кстати, в богатом собрании музыканта — множество гуслей самых разных форм и размеров. Мне он протянул 9-струнный вариант, на боку которого, к моему удивлению — а что вы хотите, я ж только по телевизору гусли-то и видел! — расположился ряд клавиш.

— Держите гусли так, как будто это ваш щит, — учит Богомилов, поправляя инструмент на перевязи, перекинутой через мое плечо. — Струны должны располагаться строго горизонтально.

Как пояснил Кирилл, девятиклавишные гусли, пожалуй, лучше всего подходят для человека, который только начинает осваивать этот инструмент. Поставив правую руку на струны, я, по совету наставника, кладу левую кисть на клавиши, располагая пальцы на первой, третьей и пятой.

— Смелее, — подбадривает меня учитель. — Просто нажмите на клавиши, а дальше начинайте водить медиатором по струнам. Рукой водите плавно, не напрягайтесь. Последовав его совету, я извлек первый в своей жизни аккорд. Следуя за ритмом мелодии, я развиваю успех, взмах за взмахом рождая все новые аккорды.

— Для первого раза неплохо, — говорит Кирилл. — Но ритм заметно хромает. Однако это поправимо: нужно развивать музыкальный слух, чувствовать, где начинается, а где заканчивается каждый аккорд. Это приходит с опытом. То, что вы сейчас делали, водя правой рукой с медиатором по струнам, называется бряцание, — объясняет Богомилов. — Это наиболее простой способ игры на гуслях, но есть еще несколько.

Забрав у меня инструмент, он начинает демонстрировать куда более сложные техники игры на гуслях. Игра перебором — когда для извлечения мелодии используются пальцы обеих рук. Другой способ называется арпеджиато, когда музыкант скользит медиатором по струнам сверху-вниз или наоборот. И, наконец, метод щипка — когда струна цепляется подушечками пальцев, слегка оттягиваясь вверх.

— Этот способ обычно используют на другом типе гуслей, шлемо- или крыловидных. Для клавишных вариантов этот способ, как видите, не очень подходит в силу конструкции музыкального инструмента, — говорит Кирилл Богомилов. Взяв в руки крыловидные гусли и попробовав сыграть на них предложенными способами, я очень быстро понял, что для этого требуется немалое умение и твердые, как камень, подушечки пальцев. Впрочем, мозоли — спутник практически любого музыканта, играющего на струнных инструментах. Заметив, что я почти стер пальцы о струны, мастер предложил сделать передышку и осмотреть его коллекцию гуслей.

А их у Кирилла Богомилова оказалось великое множество: треугольные, шлемовидные, крыловидные, лирообразные, псалтиревидные, стационарные, клавишные, трапециевидные, перекрестные и даже электронные. Глядя на внушительный размер некоторых экземпляров, я вспомнил, что Кирилл предлагал держать инструмент как щит — что ж, иные гусли вполне могут служить защитой богатырю.

Музыкант объяснил, что гусли отличаются формой, количеством струн и, соответственно, подходящей для того или иного инструмента техникой игры. У шлемовидных, например, от 10 до 26 струн, у крыловидных — от 5 до 17, но чаще 6-9. Для последних самая подходящая техника игры — бряцание и игра боем, для шлемовидных — перебор пальцами без медиатора.

— Вы играли на клавишных. На них обычно начинают обучать тех, кто решил первый раз взять в руки гусли, — отмечает Богомилов. — Они дают основу и понимание, как вообще работает инструмент, какую мелодию можно на нем исполнить. Но на таких гуслях тяжело сыграть сложные композиции. Поэтому опытные музыканты предпочитают другие варианты.

Кирилл Богомилов аккуратно снимает с полки малахитовые гусли «Канте леонъ» собственного производства. Они, как правило, его неизменные спутники на концертных программах и при записи музыки к кинофильмам. Он объясняет, что у таких гуслей — специфические звуковые особенности, что связано в первую очередь с наличием дополнительных элементов в их конструкции.

— Они обладают басовым регистром, педалью глушения верхних гармоник и имеют уникальное звучание с гусельной сурдиной, — отмечает Богомилов, указывая на деревянный зажим, который и служит басовым регистром.

На вопрос, что же нужно человеку, чтобы обучиться игре на таком инструменте, как гусли, и можно ли считать отсутствие музыкального слуха приговором, Богомилов рассказывает:

— По большому счету, для игры на этом музыкальном инструменте, как и на некоторых других, необязательно иметь невероятно развитый слух. Его, как я уже говорил, можно развить в процессе обучения, благодаря чему новичок через некоторое время сможет самостоятельно играть ту или иную мелодию и даже воплощать какие-то свои задумки.

Гусли с клавишами, которые советуют выбирать начинающим музыкантам, стоят от 20 до 28 тысяч рублей и прослужат достаточно долго, прежде чем новичок «дорастет» до другого, более сложного инструмента. Кстати, срок жизни гуслей составляет около 30-40 лет. Такой солидный возраст позволит инструменту раскрыть все его возможности.

— В этом смысле гусли — удивительный инструмент: чем старше становится, тем лучше начинает звучать! Ему требуется время, чтобы «разыграться» и раскрыть свои возможности полностью, — говорит Кирилл Богомилов. — А человеку, чтобы подружиться с гуслями, нужно просто этого захотеть. Впрочем, вы теперь и сами это знаете.

СПРАВКА

Гусли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Название «гусли» встречается в письменных источниках с 6 века. Инструмент представляет собой резонаторный корпус с натянутыми над ним 5-20 струнами, образующими диатонический звукоряд. Относятся к семейству цитр; а гусли с игровым окном — клирам. В русском фольклоре используются такие определения, как гусли звончатые и яровчатые, означающие инструмент с ярко и громко звучащими металлическими струнами, содержащими золото и медь.