Обнаруженный кельтский артефакт переписал историю викингов

Прозванный «Ведром Будды» удивительный артефакт из знаменитого захоронения викингов в Осеберге (Норвегия) бросает вызов стереотипам об эпохе викингов как о времени изоляции и грабежей. Эта тысячелетняя реликвия открывает захватывающую историю о сложных культурных связях, загадочных символах и церемониальных тайнах элиты раннего Средневековья.

Обнаруженный кельтский артефакт переписал историю викингов
© Московский Комсомолец

© en.wikipedia.org

Когда в 1904 году археологи вскрыли знаменитый погребальный курган Осеберг в Норвегии, их взорам предстала впечатляющая, но печальная картина. Великолепный корабль-драккар, служивший гробницей для двух высокопоставленных женщин с 834 года, и большая часть его богатого убранства за тысячу лет были почти полностью раздавлены тяжестью земли и камней.

Однако среди этого многовекового разрушения чудом сохранился один предмет — загадочное деревянное ведро, слегка деформированное, но все-таки почти удивительно целое. Оно мгновенно привлекло внимание не только своей сохранностью, но и крошечной бронзовой фигуркой, прикрепленной к его ободу. Сидящая со скрещенными ногами человеческая фигура была настолько похожа на классические изображения Будды, что артефакт сразу же окрестили «Ведром Будды».

Эта находка породила романтические теории о прямых контактах викингов с буддийским миром, но современные исследования раскрыли историю куда более сложную и увлекательную.

Тщательный анализ материалов и мастерства изготовления показал, что ведро не имеет никакого отношения к Азии. Прочное тисовое дерево, из которого оно вырезано, и изящная бронзовая фурнитура, включая таинственную фигурку, указывают на совсем другое происхождение. Стилистика и техника обработки металла однозначно ведут к мастерским раннесредневековых монастырей на территории современной Ирландии и Британии, создававшим предметы роскоши для местной элиты. Так «Будда» оказался кельтским символом, а само ведро – ценным импортным товаром, попавшим в Норвегию за столетие до своего погребения. Этот факт превращает артефакт в яркое свидетельство интенсивных связей Скандинавии с внешним миром задолго до начала знаменитой эпохи походов.

Путь ковша из ирландской монастырской мастерской в норвежский погребальный курган окутан тайной. Предмет такой тонкой работы мог быть захвачен в ходе одного из знаменитых набегов на богатые монастыри, вывезен в качестве трофея или же преподнесен в качестве дипломатического дара для укрепления союзов между знатными семьями. Уже тот факт, что ведро не было разобрано на части для переплавки (частая судьба многих металлических импортных изделий в Скандинавии), а сохранилось в целости, говорит о его особом статусе. Для своей последней владелицы он представлял ценность не как источник сырья, а как цельный, эстетически значимый и, возможно, наделенный глубоким символическим смыслом объект.

Одна из ведущих гипотез связывает ее с древними ритуальными изображениями, описанными римскими историками, где жертвенные фигуры изображались со скрещенными ногами. Ко времени создания ведра в 8-м веке подобные практики остались в прошлом, но их отголоски могли сохраниться в виде декоративных мотивов в церковном искусстве. Находки похожих фигурок в других частях Скандинавии, например, так называемого «человека из Миклебуста», подтверждают, что этот иконографический мотив был известен и ценился в мире викингов, являясь частью общего визуального языка элиты.

Еще одна загадка «Ведра Будды» связана с его содержимым, а точнее, с полным отсутствием такового. В отличие от других сосудов в погребении, где археологи нашли следы пищи для загробного путешествия, ковш из Осеберга был пуст. Причина может крыться в материале: тис, будучи невероятно прочным, также ядовит. Контакт его древесины с жидкостями или пищей мог быть опасен, что делает маловероятным его практическое использование в быту. Это наводит на мысль о его исключительно ритуальном или репрезентативном назначении —он служил символом статуса, церемониальным атрибутом или вместилищем для чего-то нематериального.

Напомним, что около 953 года, более чем через сто лет после погребения, в курган проникли грабители. Они разбросали кости, перевернули погребальную утварь и вынесли самые ценные предметы. Именно из-за этого древнего ограбления мы навсегда потеряли ключи к пониманию первоначального расположения артефактов и, возможно, того, что же именно хранилось в таинственном ведре. Тем поразительнее, что сам сосуд уцелел.

Кураторы норвежского музея эпохи викингов, открытие которого запланировано на 2026 год, видят в нем идеальный экспонат для рассказа о подлинной, многослойной эпохе викингов: «Он напоминает нам, что за легендами о свирепых воинах скрывается мир утонченной элиты, ценившей красоту, символизм и связи с огромным и сложным внешним миром».