Вообще-то WhatsApp враг – но такой, полезный
Полностью блокировать мессенджер WhatsApp* в России не стоит, следует ввести точечные ограничения, направленные против экстремистских материалов, убежден руководитель Ассоциации юристов России, бывший премьер-министр России Сергей Степашин. «Я не сторонник закрывать все. Мы уже в свое время закрывали в Советском Союзе – будут лакуны, дыры и так далее. Давайте опять же посмотрим содержательную сторону: там, где есть экстремизм, терроризм – это можно блокировать. Технически сегодня эта возможность есть», – говорит Степашин.
– Сергей Вадимович слишком оптимистично оценивает техническую сторону вопроса, – дает понять директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.
– Первый очень важный момент заключается в том, что в российском сегменте WhatsApp отсутствуют каналы, есть только чаты. Руководство компании-владельца Meta** заявило, что по требованию Роскомнадзора опция каналов в России присутствовать не будет.
Второй момент: нет технической возможности блокировать отдельный противоправный контент. Только гипотетическая. Если Роскомнадзор направит запрос в запрещенную экстремистскую компанию требование что-то удалить.
«СП»: Реакцию на требование можно предугадать…
– В компании просто заявят, что вообще знать не знают, что там в мессенджере происходит. «У нас сквозное шифрование, то есть переписки хранятся на конечных устройствах пользователей, а значит, у нас нет доступа к этому всему. Извините, до свидания», – такой примерно может быть ответ.
«СП»: Это будет правдивым ответом или формальной отпиской?
– С технической точки зрения вроде бы все верно, есть у них какие-то backdoor (лазейки, скрытые механизмы, позволяющие получить несанкционированный доступ к компьютерной системе, программному обеспечению или устройству), или нет – это отдельный вопрос. Но факт остается фактом – сквозное шифрование, или end-to-end encryption, не подразумевает возможность компании вмешиваться в контент и удалять что-либо.
«СП»: Как бы то ни было, есть ощущение, что российская власть в лице Роскомнадзора в истории с WhatsApp пошла на принцип…
– Во-первых, давайте не будем забывать, что этот мессенджер принадлежит экстремистской и запрещенной в России организации. То, что какой-то из сервисов экстремистской организации продолжает в нашей стране работать, это нонсенс, обычно по умолчанию все, что принадлежит экстремистской организации, по факту является экстремизмом и вроде работать у нас не должно.
Во-вторых, еще недавно этому сервису не было российских альтернатив. Большинство жителей нашей страны использовали WhatsApp. Но сейчас ситуация изменилась. Появился Max, создатели которого благополучно отчитывается о том, что их сервисом пользуется большинство населения – и в целом количество скачиваний, аналитика самого Мах, показывает, что это так.
«СП»: Поверим?
– Мы не знаем на самом деле, насколько активно пользователи используют Мах, действительно ли в этом мессенджере пользователи активно переписываются, или просто зашли, что-то прочитали, посмотрели уведомления и все – больше не пользуются. Но есть представленные данные, хотя мы знаем, что статистика – это набор чисел, которые можно в целом периодически вертеть в ту или иную сторону.
Мне не известно, каким образом составлялись отчеты по Мах, действительно ли там такая серьезная активность, как нам рассказывают, или это активность статистическая, формальная, но ее вполне хватило для того, чтобы заявить: «Зачем нам нужен WhatsApp, зловредный и отказывающийся сотрудничать, если у нас появился отличный аналог, демонстрирующий успешное продвижение и пользующийся высокой популярностью среди граждан России».
«СП»: Насколько для власти вообще принципиально «задушить» WhatsApp?
– Мы помним, как недавно достоянием СМИ стала переписка двух известных политиков, российского и американского. Как сообщалось, предположительно эти люди переписывались в WhatsApp. Значит, слив произошел именно через этот сервис, его владельцев. Проводилась мысль, что этому мессенджеру доверять нельзя, как и работать ему в России, раз он допускает утечки.
Также напомню, что некоторое время назад достоянием общественности стала информация, что чины московской полиции отправляли информацию о передвижении кортежей высокопоставленных лиц также через WhatsApp.
Как только эта информация стала известна широкой публике, буквально через несколько недель попавший в поле зрения чин перестал занимать свою должность.
«СП»: Эти случаи стали для власти поводом задуматься?
– Они показывают, как власти относятся к WhatsApp, насколько ему доверяют. Как мы уже говорили, этот мессенджер установлен на телефонах большого числа россиян, имеет большое количество различных доступов.
Это гипотетически означает, что при необходимости компания-владелец может получить доступ к устройствам через полученные разрешения – камеру, микрофон, галерею, геопозиционирование и другую чувствительную информацию.
«СП»: Но ведь сервисом пользуются предприниматели, для них запрет WhatsApp может означать экономические потери. Кто их подсчитает?
– Не думаю, что кто-то этим будет заниматься, я думаю, что бизнес перейдет в Telegram. Ранее уже был нанесен серьезный удар, когда были заблокированы звонки на этих двух мессенджерах, что было чувствительно для бизнеса, ведущего дела через международные каналы, вот для него это серьезный удар.
Все-таки WhatsApp уже стал в мире своего рода стандартом качества. Если вы будете находиться в какой-либо стране, то с высокой степенью вероятности вам будут звонить, например, курьеры или приходить текстовое сообщение именно через WhatsApp. И с отключением от него россияне оказываются вне этой распространенной международной коммуникационной платформы.
«СП»: На компромисс наша сторона не пойдет?
– То, что WhatsApp не будет переносить в Россию серверы, это очевидно. Они не делали этого в 2014 году, не шли на такой шаг последующие годы. Зачем им это делать сейчас? Они явно не будут выполнять основные требования российской стороны.
Однако нельзя сказать, что они совсем игнорируют Роскомнадзор, не сотрудничают с ним. Еще раз напомню, они не стали в России запускать свои каналы как раз по рекомендации этой структуры. Так что, какие-то шаги навстречу они делают, хотя и не те, что от них ожидают. Все же будет некорректно говорить, что они совсем не работают с Россией.
* Принадлежит компании Metа, которая признана в РФ экстремистской организацией и её деятельность в России запрещена
** Признана в РФ экстремистской организацией и её деятельность в России запрещена