Марк Цукерберг решил подстроиться под Дональда Трампа. Комментарий Георгия Бовта
Глава компании Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ), которой принадлежат, в частности, Facebook и Instagram, Марк Цукерберг объявил о кардинальном изменении политики модерации контента и работы контентных фильтров в принадлежащих ей социальных сетях. В частности, компания откажется от услуг независимых фактчекеров в пользу примечаний сообщества, а также вернет в алгоритмические ленты Facebook, Instagram и Threads политический контент. Цукерберг объяснил эти шаги необходимостью «вернуться к корням», когда в соцсетях было меньше цензуры. Почему он пошел на эти шаги?
Со столь радикальными реформами принадлежащих ему соцсетей Цукерберг вышел за две недели до инаугурации Дональда Трампа, против которого он играл на прошлых, да и нынешних президентских выборах. Не факт, что, победи на них Байден или Камала Харрис, он бы разрешил называть пользователям, если они так считают, сторонников нетрадиционной сексуальной ориентации «психически нездоровыми». То есть теперь банить за это не будут. Цукерберг держит нос по ветру, ведь близкий к Трампу — а значит, влиятельный Илон Маск на своей платформе Х цензуру фактически отменил к большому недовольству многих европейских, в основном либеральных политиков. От них Цукерберг Маска тоже, кстати, поспешил защитить, выступив в защиту свободы политических мнений, тогда как европейские политики обвиняют Маска во вмешательстве в их внутренние дела. Теперь хитрый Цукерберг, которого инсайдеры и в ходе нынешней избирательной кампании в Америке обвиняли в том, что он подкручивает алгоритмы против Трампа и в поддержку Харрис, идет на демонстративные уступки американским правым консерваторам.
Тысячи нанятых модераторов теперь останутся без дела, притом что это была, пожалуй, крупнейшая в мире фабрика фактичекинга. Вместо этого проверка будет возложена на волонтеров в формате так называемых «заметок сообщества», системы, управляемой пользователями, аналогично той, которую сейчас выстраивает платформа X Илона Маска.
Корпорация Цукерберга в соцсетях откажется от тематических ограничений, связанных с вопросами иммиграции и гендера, например. Автоматизированные фильтры больше не будут отсеивать незначительные нарушения правил в отношении контента; посты будут удаляться только в том случае, если они вызовут жалобы пользователей. В пресс-релизе Meta сама призналась, что 10-20% контента, который она удаляла до сих пор, было удалено по ошибке. То есть сейчас фильтры настроены на автоматическое отслеживание всех нарушений правил пользования соцсетями, но отныне будут сфокусированы на поиске только нелегальной информации или особо серьезных нарушений.
Также вернут так называемый «гражданский контент». До сих пор политические посты не попадали в рекомендации по продвижению в соцсетях. Теперь, по словам Цукерберга, запрос аудитории изменился, и подобные публикации вернутся в алгоритмические ленты.
Цукерберг не единственный из руководителей крупнейших IT-корпораций, кто перешел на сторону «нового добра» в лице Трампа. Так, например, глава Apple Тим Кук пожертвовал миллион долларов в фонд инаугурации Трампа. Стриминговая студия Amazon потратилась на 40 млн долларов на весьма комплиментарный документальный фильм о будущей и прошлой первой леди Мелании Трамп. В конце ноября глава Meta и сам посетил ужин в резиденции Дональда Трампа в Мар-а-Лаго во Флориде. После этого компания тоже пожертвовала миллион долларов в инаугурационный фонд избранного президента.
Поможет ли теперь это Цукербергу, еще вопрос. В тюрьму вряд ли отправят и бизнес вряд ли отберут, конечно. Хотя Трамп, помнится, называл Facebook «врагом народа» и действительно грозился посадить Цукерберга «на всю оставшуюся жизнь», если тот попытается повлиять на выборы. И он ведь действительно пытался повлиять. Но пока ему предстоит лишь антимонопольное разбирательство на предмет законности приобретения Instagram и WhatsApp.
Надо признать, что пик цензуры в Facebook пришелся на 2020-2021 годы, когда число инцидентов, связанных с разжиганием ненависти и прочих подобных случаев цензуры, достигало 30 млн, сейчас он опустился до пяти млн. В прошлом году корпорация Цукерберга даже разрешила рекламу, утверждающую, что выборы в Америке 2020 года были «украдены». Происходит это скорее не под влиянием падения аудитории — она хоть и не растет прежними темпами, но остается на уровне более 2 млрд ежедневных пользователей. Скорее, Цукерберг уступает общественным настроениям в той же Америке, где они качнулись вправо. Правда, в ЕС у Цукерберга могут возникнуть больше проблем: Закон ЕС о цифровых услугах обязывает платформы ограничивать распространение дезинформации под угрозой крупных штрафов.
Что касается России, то нынешние изменения вряд ли помогут тому же Facebook вернуть прежнюю аудиторию. По соцсети был нанесен двойной удар. Сначала сам Цукерберг своей цензурой отвадил многих в пользу Telegram. Потом Роскомнадзор заблокировал соцсеть, и у большинства прежних пользователей не нашлось пока достаточно аргументов, чтобы прорываться туда через VPN. Да и к тому же все анонсированные Цукербергом изменения пока касаются только самих США.