На дрейфующей станции СП-42 готовятся встретить Новый год
На станции СП-42, дрейфующей в Северном Ледовитом океане, готовятся к встрече Нового года. Погода благоприятствует: еще недавно столбик термометра опускался до минус 38 градусов. Ближе к празднику потеплело. Уже минус 29. С начала экспедиции пройдено более 200 морских миль.
Отмечать самый сказочный праздник будут в столовой ЛСП "Северный полюс" (Напомним: СП-42 станция нового формата: судно плюс ледовый лагерь). Будет праздничный ужин - со вкусностями, шампанским, мандаринами. И обязательно с Дедом Морозом, Снегурочкой, конкурсами, концертом, подготовленным силами полярников-энтузиастов. Вообще полярники - творческие люди. И споют, и сыграют, и стихи сочинят. Так что хорошее настроение обеспечено - всем! Впрочем, веселье будет длиться недолго. 2 января уже будет работа. Расслабляться некогда.
О дрейфе СП-42 "РГ" поговорила с Владимиром Соколовым, начальником Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ.
Можно ли сказать, что дрейф СП-42, это уже рутинная работа, что все апробировано и разработано еще на СП-41, а все последующие СП, по сути, продолжение СП-41?
Владимир Соколов: Нет. Я считаю, что и второй рейс на ЛСП "Северный полюс" (экспедиция СП-42) - все-таки испытательный. Да, продолжаются полномасштабные научные исследования, начало которым было положено на СП-41. Испытания касаются прежде всего судна - ЛСП "Северный полюс", как оно взаимодействует со льдом, как швартуется. Например, ледовые условия по дороге к началу точки дрейфа были разными для СП-41 и СП -42. Для СП-43 они также могут быть иными. Одного дрейфа мало, чтобы сделать четкие заключения о возможностях судна.
Полярники на ЛСП "Северный полюс" вынуждены прорубать майны во льду, чтобы спускать оборудование для забора проб воды, грунта. Майну нужно поддерживать в хорошем состоянии, а морозы и торосы наступают. Не проще ли было сделать какой-либо люк в днище судна?
Владимир Соколов: Этого не сделано намеренно. Потому что подобное устройство было сделано на одном из ледоколов, и опыт показал: даже на небольших глубинах оно неэффективно, поскольку судно в дрейфе, и во время неизбежного движения трос, на которым опускается на глубину оборудование, начинает цеплять за борта.
Вообще неправы те, кто полагает: раз полярники живут на судне, то с него и выходить на лед не нужно. Что все данные можно получать с борта. Нет, многое - только с ледового лагеря. Причем ряд исследований, в том числе магнитометрию, априори нужно проводить вдали от помех (а в данном случае помехой является корабль), то есть на большом расстоянии.
Скажите, будут ли достоянием научной общественности, в том числе иностранной, данные, полученные в ходе экспедиций СП-41, затем СП-42.
Владимир Соколов: Интерес со стороны ученых из других стран к нашим экспедициям - огромный. Скажем откровенно: ученые из многих стран с завистью смотрят на проект, потому что только Россия смогла построить специализированное судно для изучения высокоширотной Арктики - ЛСП "Северный полюс". У них ничего подобного нет, и в обозримом будущем не предвидится.
Бездумно делиться данными, полученными в ходе уникальных дрейфов, естественно, никто не будет. Но ряд научных исследований будут обязательно опубликованы и станут доступны для специалистов из других стран. Но учтите: на обработку полученных результатов нужно время, то есть завтра в научных изданиях не может появиться большое число публикаций.
СП-42 - на дрейфе, в краю бесконечных льдов. Но существуют теории, согласно которым не в таком уж далеком будущем льдов в Арктике и не будет. Не будет и СП?
Владимир Соколов: Льды будут всегда. Даже если в летнее время они практически исчезнут, то в зимний обязательно останутся. Потому что никуда не исчезнет полярная ночь с ее отсутствием притока солнечной энергии и запуском процесса замерзания. И если лед останется только зимой - тем более новый формат СП при поддержке судна "Северный полюс" станет еще более актуальным. Судно может перемещаться как по воде, так и дрейфовать во льдах. Работы можно будет продолжать круглогодично.
Непрерывные исследования на протяжении хотя бы года - это очень важно, чтобы отследить цикличность происходящих изменений. Дрейф несколько месяцев в году на льдине такой информации дать не может.