Кто распускает слухи о штрафах за использование VPN
Проект приказа Роскомнадзора о том, что операторы связи должны сообщать IP-адреса абонентов, использующиеся для входа на запрещенные в России интернет-ресурсы, никак не подразумевает, что власти намерены штрафовать за использование VPN-технологий. В пресс-службе ведомства уже выступили с официальным опровержением подобных предположений. А в Госдуме «Парламентской газете» рассказали, кому сегодня выгодно «кошмарить» наших сограждан слухами о новых денежных санкциях в сфере пользования IT-технологиями.
«Грубая ошибка»
Формальным поводом для медийного «разгона» темы о штрафах за использование VPN в России стал размещенный в декабре проект приказа Роскомнадзора, согласно которому устанавливается обязанность операторов связи предоставлять информацию для идентификации средства связи и пользовательского интернет-оборудования на территории РФ, через которое осуществляется вход на запрещенные в России сайты и соцсети.
Как указано в пояснительной записке к проекту приказа, согласно действующему законодательству РФ, оператор связи обязан «обеспечить пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам устойчивости безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования». Такими техсредствами проводится анализ по выявлению «интернет-трафика, обеспечивающего доступ к противоправным интернет-ресурсам» для последующего ограничения доступа к ним.
Так как принадлежность интернет-трафика оборудованию конкретного пользователя определяется по сетевому адресу, в проекте приказа Роскомнадзора устанавливается обязанность операторов связи представлять в федеральную службу данные об IP- адресах пользователей, которые подключаются к запрещенным в России интернет-ресурсам.
Чуть позже ряд СМИ, ссылаясь на некоторые экспертные мнения, сообщили о возможности введения штрафов в России за использование VPN — как утверждалось, такие основания содержатся в проекте упомянутого приказа Роскомнадзора. 26 декабря в пресс-службе ведомства это опровергли и заявили «Парламентской газете», что «в подобных предположениях есть грубая ошибка», так как «приказ не вводит и не может вводить штрафы», а также «не затрагивает вопросы использования VPN-сервисов».
Отметим, что еще 19 декабря, спустя два дня с момента публикации проекта нашумевшего приказа, о том, что Роскомнадзор не планирует отслеживать тех, кто посещает заблокированные в нашей стране сайты, и наказывать за это, заявил «Парламентской газете» депутат Госдумы Антон Немкин. А 26 декабря это подтвердил уже глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский, который заявил, что «на данный момент ни о каких штрафах за использование VPN речи нет».
Провокация перед новым годом
Стоит отметить, что в Роскомнадзоре практически сразу после публикации проекта приказа на официальном портале выступили в СМИ с пояснением: сбор сетевых адресов, которые используются операторами связи в различных регионах России, вводится для того, чтобы усилить правила интернет-фильтрации для противодействия компьютерным атакам. При этом для отражения таких атак, как отметили в Роскомнадзоре, информацию с личных устройств пользователей собирать не требуется.
Между тем все доводы и пояснения официальных лиц оставили «за кадром» — в итоге фейки о введении штрафов за пользование VPN в России получили медийный резонанс. Отвечая на вопрос «Парламентской газеты», кому это больше всего сегодня было выгодно, замглавы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев отметил, что так «пугать народ перед новым годом» и запускать подобные провокации против власти, которые раздражают людей, могут только «люди, которые сейчас с нами ведут войну». «Это украинцы и стоящие за ними американцы и англичане», — считает законодатель.
Он предположил, что западные кураторы либо дают поручения проукраинским силам, имеющим в нашей стране свои замаскированные под российские медиаканалы, продвигать по ним эту информацию, либо используют даже наши СМИ через подставных лиц. «Не секрет, что некоторые из наших изданий «джинсуют» — звонит, скажем, условному редактору какой-то приятель с Украины, которому посулили хорошие деньги, и просит за вознаграждение опубликовать такое сообщение о предполагаемых штрафах. Публикация происходит, а так как у нас многие медиа зарабатывают на переписанных с других источников сообщениях, информация перепечатывается в одном, другом, третьем, пятом СМИ. И вот уже эта новость — в топ-листе крупнейших агрегаторов», — рассказал Матвейчев.
Впрочем, некоторые наблюдатели заявляют о том, что «разгон» фейков про штрафы за использование VPN в России — дело рук части российских элит, которые, мол, хотят так замерить уровень социального протеста. На эти рассуждения Матвейчев ответил однозначно: «Такой ерундой наша власть точно не занимается. Если что-то нужно замерить, есть соцопросы, проводимые, в частности, ВЦИОМ».
При этом депутат отметил, что запрет определенных государством интернет-ресурсов в России привел к довольно серьезному сокращению их трафика — по его словам, «где-то это минус десять процентов, где-то минус двадцать процентов», а где-то активность пользователей из России упала наполовину. «Сегодня использование VPN становится неудобным — каждый раз надо отдельно заходить, где-то деньги за его использование платить, причем заплатить их тоже не всегда легко из-за ограничений. Есть и определенные риски, связанные с тем, что IP-адреса тех россиян, кто регулярно пользуется VPN, за рубежом отслеживаются — там смотрят историю входов на те или иные ресурсы, чтобы использовать эту информацию в том числе в недобросовестных целях», — считает Олег Матвейчев.
VPN (Virtual Private Network) — технология, которая позволяет установить интернет-подключение, при котором обеспечивается соединение между устройством и удаленным VPN-сервером и одновременно шифруются данные просмотра веб-страниц и скрывается IP-адрес того, кто подключается.
Сначала VPN устанавливает анонимное подключение и маскирует данные подключаемого пользователя, потом перенаправляет информацию через удаленный сервер, который территориально может находиться где угодно. Следующий этап — через сервер VPN запрос уже зашифрованного пользователя поступает на веб-сайт или сервис, к которому он пытается получить доступ. При такой схеме будет казаться, что запрос идет с другого IP-адреса, а не с реального устройства, с которого происходит подключение.