На поднятие танкеров в Керченском проливе уйдет не менее двух месяцев
Эксперты рассказали, почему не удается быстро поднять обломки танкеров "Волгонефть" с мазутом, затонувших в Керченском проливе 15 декабря. В трюмах остаются тысячи тонн нефтепродуктов, которые могут попасть в море и привести к еще большему экологическому бедствию.
Два танкера перевозили более 8000 тонн мазута. Когда суда разломились надвое, около половины массы топлива вытекло в море. Так, по крайней мере, считают ученые и представители судовой отрасли. Точных цифр еще никто не знает. По всей видимости, утечка с танкеров продолжается. Понять ее масштабы мешает шторм. Волнение моря хоть и не такое сильное, как в день катастрофы, но все равно не дает работать водолазам.
Корма "Волгонефти 239" стоит на мели у берега Тамани. Вокруг нее установили боновые заграждения, чтобы сдержать распространение мазута. В каком состоянии остальные, затонувшие обломки судов, до конца неизвестно. По данным Росморречфлота, к 21 декабря водолазы нашли обе части "Волгонефти 212". Из носа судна происходит утечка топлива. По первой оценке, незначительная. Носовая часть "Волгонефти 239" была обнаружена лишь 25 декабря, обследовать ее спасателям пока не удалось.
Как объясняют эксперты, мазут в холодной воде загустевает, становится вязким. С одной стороны, это не позволяет топливу, которое осталось в танках, сразу вылиться в море через пробоины. С другой, это может помешать выкачать его из потерпевших крушение судов. Технологии для этого есть, но все будет зависеть от погоды.
Минтранс РФ сообщил, что мазут с затонувших танкеров попробуют откачать. 26 декабря в Новороссийск прибыла специальная установка. Однако водолазные спуски временно приостановлены из-за шторма, уточнили в пресс-службе ведомства. А без них не обойтись. Скорее всего, откачку в ближайшее время произведут из кормовой части "Волгонефти 239", которая стоит на мели.
"Сейчас период зимних штормов, когда водолазные работы затруднены: плохая видимость, высокая волна. Нужно поймать погодное окно, чтобы обследовать затонувшие суда, - объяснил "РГ" водолаз-инструктор, начальник аварийно-спасательного формирования Геленджика Сергей Баранник. - По этой же причине будет сложно провести работы под водой, чтобы устранить утечки из танкеров. Вероятно, затонувшие части придется поднимать вместе с мазутом и потом уже его выкачивать и утилизировать".
На операцию по подъему затонувших танкеров уйдет не менее двух месяцев, считает директор Центра морских исследований и технологий Севастопольского госуниверситета Виктор Двухшорстнов, который ранее принимал участие в подъеме затонувших судов у берегов Крыма.
"Эти танкеры не такие большие, поднять их вполне реально, - рассказал Двухшорстнов "РГ". - Для этого используют судоподъемные понтоны. Такие есть у нас на Черном море. С помощью водолазов заводятся концы, крепятся к бортам затонувшего судна. Нужно произвести расчеты: сколько весит часть судна вместе с грузом, какое количество судоподъемных средств понадобится. Крепят их по определенной схеме, чтобы судно при подъеме не опрокинулось. Затем понтоны продуваются, затонувшая часть поднимается, и происходит ее буксировка к месту утилизации. По опыту, подъемные от работы занимают не меньше двух месяцев, если позволит погода".
В 1999 году в бухте Ласпи под Севастополем затонул сухогруз "Кристина", произошел разлив дизельного топлива. Задачей номер один было загерметизировать части судна и выкачать оттуда воду и остатки топлива. Специалистам удалось это сделать. К счастью, в танках на судне не было большого запаса топлива, экологической катастрофы удалось избежать.