Ирина Жуйкова: Мы формируем социальный бренд городов Арктики
В Санкт-Петербурге завершился XIV Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" имени А. Н. Чилингарова. На второй день деловой программы корреспондент "Российской газеты" задал несколько актуальных вопросов директору департамента социальной политики "Норникеля" (компания выступает генеральным партнером мероприятия) Ирине Жуйковой.
Ирина Ярославовна, на форуме и в целом руководство страны много говорят о необходимости активного участия крупного бизнеса в развитии Арктики с социальной точки зрения. У "Норникеля" одна из самых заметных программ в этой области. На что вы делаете упор сегодня? Какие направления у вас в приоритете? Какие особенности характерны именно для северных территорий?
Ирина Жуйкова: У "Норникеля" достаточно большая программа развития, в том числе арктических регионов. Мы ведем бизнес в северных городах и, конечно, для нас важно, что там происходит, и как они развиваются.
Я говорю, в первую очередь, с точки зрения социальной политики - про людей, про социальный капитал, про развитие территорий, потому что каждый наш сотрудник после работы становится обычным горожанином. И как у каждого человека, у него существуют запросы на те сервисы, которые есть в городе, например, на досуг, на то, чем может заниматься его супруга - если мы говорим о мужчине. Людей волнует, какое образование получают дети, какое дополнительное образование могут получать школьники или дошкольники.
Поэтому мы активно вкладываемся в социальное развитие города. Поддерживаем некоммерческие организации, пробующие себя в новых видах деятельности - не только в тех, которыми они обычно занимаются. Если говорить о школе, у нас появляются, например, классы робототехники. Для нас это важно, поскольку речь идет о будущем инженерном, креативном мышлении.
В наших городах есть изобретатели, которые получили уже и международное признание, и это тоже важно, потому что, даже если ребенок не выберет в будущем профессию металлурга или шахтера, он все равно где-то применит свои знания, свою инженерную логику.
Говорят, что инвестиции в детей - это вложение "вдолгую". Вот сейчас, через десять лет с того момента, когда мы начали этим заниматься, видим, что молодые люди, приходя в вузы, действительно выбирают разное: кто-то - инженерные направления, кто-то - гуманитарные. Но как бы то ни было, они становятся амбассадорами и тех проектов, которые компания реализует для школьников, студентов, и амбассадорами территорий - ребята всем рассказывают, что нужно точно ехать в Норильск, Мончегорск или Читу, потому что там наша компания делает очень интересные программы для школьников, "прокачивает" педагогов - от них тоже во многом зависит выбор будущей специальности школьником. И конечно, мы работаем с родителями, потому что очень часто они формируют мнение ребенка относительно того, куда ему поступать, куда ехать.
Считается, что дети, которые выросли на Севере, более приспособлены к работе в этих условиях, и мы это тоже видим: часто приезжают студенты из других регионов и через некоторое время уезжают обратно - просто потому, что холодно, потому, что родители далеко, и так далее. Это одна история.
Другая история - поддержка беспроцентными займами предпринимателей. Это тоже важно. Например, в области здравоохранения. Есть поликлиники, есть сейчас даже большие корпоративные центры здоровья, которые открыл "Норникель", но при этом все равно потребность у людей гораздо больше, поэтому появляются, например, центры эстетической медицины. И проблемы, для решения которых раньше нужно было ехать "на материк", теперь можно решить здесь же примерно за ту же цену, может быть, немного дороже, но в итоге обходится дешевле - без авиаперелетов и потери времени на дорогу.
Мы видим отличные результаты, которые приносит системная работа по развитию туристической базы: северные территории становятся более уютными и комфортными для проживания, у людей появляется больше возможностей для отдыха. Когда есть организованный досуг - меняется к лучшему все качество жизни, человек уже не чувствует себя в чем-то обделенным, неудовлетворенным.
Сегодня в наших городах, если взять, к примеру, Норильск, есть, наверное, для жизни все: театр, аквапарк, школы искусств, туристические центры, спортивные сооружения, фитнес-центры, все для детского развития.
Эта системная большая работа "Норникеля" вместе с агентствами развития территорий, с некоммерческим сектором, с предпринимателями формирует социальный бренд городов. И это становится частью социального пакета для сотрудников, когда людей не просто зовешь на работу, а зовешь полноценно жить на Севере.
Остаются какие-то цели, пока не достигнутые? К чему еще стремиться, если все так идеально?
Ирина Жуйкова: Сказать, что все идеально, - нет, это будет слишком, "сахарная вата". Всегда есть возможность для роста. Развивать арктические города по-прежнему нужно. Есть такие большие программы, как реновация Норильска, предполагающая снос аварийных домов, строительство новых, возведение новых соцобъектов и многое другое. В город нужно еще вкладываться, и компания продолжит эту работу вместе с местными и региональными властями.