Русский музей фотографии представил тактильные копии фото Максима Дмитриева
Русский музей фотографии представил тактильные копии знаковых фотографий Максима Дмитриева. Теперь «увидеть» работы знаменитого фото-художника смогут незрячие посетители музея (6+). Для музея фотографии — это первый опыт работы с мастерской Михаила и Ольги Шу, которая создаёт тактильные копии картин и фотографий для различных музеев России. Несколько из них в мае представил художественный музей, а теперь к благородной миссии — создать адаптированный экскурсионный маршрут с элементами тифло-комментирования для слабовидящих и незрячих посетителей — присоединился музей фотографии. В рамках грантового конкурса программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» были созданы тактильные копии работ знаменитого фотографа. Это автопортрет самого Максима Дмитриева, портрет его жены Анны Городецкой, репортажное фото с благотворительной акции 1911 года «День белой ромашки» и жанровый портрет нижегородского босяка «Милостыня». Копии созданы с невероятной детализацией. И ни один посетитель музея не в силах справиться с соблазном и наощупь изучить знаменитые фотографии. Каждая деталь костюма, лица в мельчайших подробностях, украшения и даже цветы на празднике рельефны и осязаемы. О том, как возник это проект, и о впечатлениях от новых экспонатов, корреспонденту сайта pravda-nn.ru рассказала заместитель директора музея, куратор выставки Ольга Вершинина. «Мы и сами были удивлены такой детализацией. Например, на макете мы увидели перстень на мизинце Анны Городецкой, а ведь эту фотографию мы прекрасно знаем, но никогда не акцентировали внимание на этом перстне. А он есть, и мы его заново для себя открыли, — делится впечатлениями Ольга Вершинина. Она рассказала, что выиграв грант, музей выбрал десять работ из своей коллекции, четыре самых ярких из них и стали тактильными экспонатами. А сотрудники музея прошли специальное обучение, на котором их научили работать с копиями и создавать экскурсии для слабовидящих и невидящих зрителей. В них входит не только рассказ и возможность прикоснуться к работам, но и аудиовпечатления – такие, как звук подков по мостовой и даже ароматические впечатления – запахи цветов. С радостью встречают такие эксперименты и зрячие посетители.Самая сложная и многофигурная копия «День белой ромашки»- она показывает, что Максим Дмитриев был основоположником репортажной фотографии. «Это образец репортажа конца XIX — начала XX века. Конечно, она больше постановочная, потому что фототехника тогда ещё не способна запечатлеть хорошо движущиеся объекты. Но, тем не менее, это репортаж. И мастера воссоздали его очень точно. Посмотрите, как детально сделаны на копии даже цветы, веточки и булыжники мостовой. Важно и то, что запечатлена благотворительная акция. Сегодня, когда благотворительные акции опять очень важны, получается перекличка веков», — отметила представитель музея и рассказала о четвёртой работе – портрете босяка «Милостыня». «Эта работа из фондов музея относится к циклу, созданным Дмитриевым по заказу Максима Горького, когда он вместе с театром работал над первой постановкой пьесы «На дне». Это была целая галерея босяков, на основании внешности и одежды которых создавались костюмы к спектаклю. Самое интересное, что одна наша тотально незрячая посетительница, когда ей показали эту работу, сразу же сказала – это словно Лука из пьесы «На дне», а мы в экскурсии ещё даже не дошли до этой темы! То есть это невероятное попадание в точку», — поделилась Ольга Вершинина и рассказала, что, несмотря на то, что копии сделаны из пластика, они очень надёжные. Тот же посох «Луки» внутри содержит металлический штырь, ведущий вглубь макета, и не боится активного изучения. Первый успех тактильных копий вдохновил сотрудников музея и они уже задумались о новых проектах в этой сфере. Копии с радостью изучают дети, и в будущем для них могут появиться новые экспонаты – к примеру, повторяющиеся экземпляры фототехники из вспомогательных фондов музея, которые можно сделать тактильными экземплярами, которые с такое радостью изучают юные посетители. Для них в музее ужа начали разрабатывать план занятий. Так что новые экспонаты дали музею возможность начать осваивать новые методы работы со зрителями, которые раскроют им самые интересные страницы жизни великого фотографа и истории фотографии в целом.