Эксперт о решении мэра Тюмени использовать новый реагент на зимних дорогах: «Соль – она и есть соль»

Экология и реагенты На прямой линии мэр Тюмени Максим Афанасьев объявил о сокращении использования галита в борьбе с гололедом в целях улучшения качества окружающей среды. По его мнению, применение соли на тюменских дорогах и тротуарах загрязняет воздух и почву, является причиной коррозии автотранспорта и сокращает срок эксплуатации обуви, вредит здоровью жителей города и животных. «Будем пробовать использовать другой альтернативный вид противогололедного материала в исторической части города. Не галит, где чистая соль. Она вроде бы экологически чистая, но не мне вам рассказывать: соль – она и есть соль. Мы же знаем с вами в быту: капнул что-то на вещь, солью посыпь, и пятно уйдет. Соль – она все разъедает, в том числе и грунт, пыль, которые являются источником образования грязи», – рассказал горожанам Афанасьев. Как рассказала исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова, современные реагенты полностью растворяются и не требуют вывоза и уборки весной – она сводится к простой промывке улиц. Эксперт пояснила, что в этом и есть отличие от песко-соляной смеси, остатки которой оседают на дорогах или превращаются в пыль, и ею дышат горожане. В теплое время года приходится очищать поры асфальта и ливневые канализации (песок забивает их, что может привести к потопам во время дождей), и это также требует дополнительных средств. Все современные противогололедные материалы – это многокомпонентные реагенты. «В их составе – комбинация солей, полностью очищенных от глины и иных примесей, антикоррозийные и биофильные добавки, снижающие негативное воздействие на металл, цементно-бетонные конструкции, кожу обуви, домашних животных и экологию в целом. Они не вызывают аллергии и имеют pH не выше, чем у водопроводной воды. По результатам исследований, которые Ассоциация проводила с 2016 года совместно с ФАУ «РОСДОРНИИ», МАДИ и различными НИИ в российских городах (Москва, Казань, Санкт-Петербург, Пермь и других) установлено заметное снижение нагрузки на экологию, сокращение аварийности на дорогах при применении современных противогололедных реагентов (ПГР) в сравнении с технической солью (галитом)», – подчеркнула эксперт. Современные ПГР проверяют в специальных независимых аккредитованных лабораториях, а также в Роспотребнадзоре и Росприроднадзоре. По результатам выдаются паспорт безопасности, экспертное заключение, протоколы испытаний, сертификаты на соответствие ГОСТам и заключение государственной экологической экспертизы. Так как к ПГР предъявляются очень высокие требования, они подлежат постоянному контролю. Действуют реагенты по следующему принципу: соль, соприкасаясь со снегом или льдом, разрушает молекулярные связи, снег тает, не укатываясь под колесами транспортных средств, а лед, в свою очередь, превращается в воду. Благодаря своим свойствам современные реагенты предупреждают накаты и позволяют бороться с наледью при температуре до −30 градусов. Если после оттепели наступило резкое похолодание, то реагент быстро и эффективно справится с ледяным панцирем на дорогах и тротуарах, защищая тем самым людей от травм и аварий по причине гололеда. «Для обработки дорог с высоким трафиком наиболее эффективны двухфазные (из твердой и жидкой фаз) противогололедные реагенты, для обработки пешеходных зон – комбинированные противогололедные материалы (ПГМ): многокомпонентный реагент плюс мраморная крошка или отсевы дробления крупной фракции (до 1–5 мм)», – рекомендовала эксперт. По пути компромисса Однако применением этого реагента в России довольны не все. Подборкой судебных исков на своей странице «ВКонтакте» поделилась юрист Анна Букина из Санкт-Петербурга, которая пытается обратить внимание местных властей на неэффективность этого материала. «Я ранее запрашивала информацию в других регионах по его применению, в том числе и в том городе, где этот «Бионорд» производят. Города отказались от данного средства, однако наш город собирается его использовать в огромных количествах. Я решила разобраться в этом вопросе более детально. И пример этому – дело Арбитражного суда Красноярского края, после обжалования было рассмотрено Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа. Суть дела сводилась к тому, что «Северная Строительная Компания» оспаривала отказ Красноярской администрации от заключения контракта на поставку «Бионорда». В ходе судебных разбирательств выяснилось, что «Бионорд» не только не справлялся с задачей борьбы с гололедом, но и приводил к повреждению асфальтобетонного покрытия дорог. Я против использования этого средства, нужно искать другие методы борьбы с гололедом в городе», – пишет правозащитница. Специалисты Национальной ассоциации зимнего содержания поясняют, что «Бионорд» – это торговая марка, которая производит современные противогололедные материалы. По сути же их компоненты одинаковы, просто названия разные – «Бионорд», «Быстроуберин» и так далее. Трудноразрешимый компромисс между безопасным движением автомобильного транспорта и поддержанием экологии привел тюменского мэра к решению использовать противогололедные средства только в тех местах, где это необходимо. Таким образом он решил минимизировать использование «химии» и объявил на совещании с подрядчиками, чтобы дорожные службы не увлекались применением реагентов. «Наша ведь задача – не допустить уплотнения снега, чтобы не было наледей, накатов и колейности. Мы посмотрели у коллег из соседних регионов и видим, что при использовании этого материала практически не наблюдается образование грязи», – обратил внимание глава Тюмени Максим Афанасьев. Например, «Бионорд» используют в Екатеринбурге, который схож в погодных условиях с Тюменью. Кстати, в миллионниках, где с гололедом борются с помощью химических реагентов, зафиксировано значительное уменьшение зимней аварийности: в Москве этот показатель стал ниже на 67 %, в Казани – на 45 %, в Екатеринбурге – на 72 %, в Красноярске – на 28 % (до применения реагентов и после). Новый реагент попробуют в применении на въезде в город со стороны Рощино и в центре. Разработчики уверяют, что этот реагент полностью растворяется, не засоряет канализацию, не вредит газонам и почве, да и вообще безопасен для города. Он работает даже при −30 градусах. Но как новый материал против гололеда будут проверять в Тюмени? По мнению эксперта «ФедералПресс», результаты и эффективность применения современных противогололедных материалов можно увидеть в разных сферах. «Первое, что заметят дорожные службы, – это расход современных ПГР. Одной загрузки хватит на большую площадь дорог, что значительно оптимизирует затраты на ГСМ и количество требуемых людей. По итогам сезона при соблюдении технологии применения и рациональном подходе будет заметен и экономический эффект: меньший объем вывозимого снега, отсутствие песка, который также необходимо собирать и утилизировать. Экологический эффект будет виден примерно через три года после перехода на современный ПГР и полного отказа от галита и ПСС. Только в динамике можно увидеть степень снижения засоления почв и водных объектов», – считает Юлия Антонова. Она также обозначила, что еще одним показателем качества содержания дорог и улиц является общественное мнение. По мнению эксперта, горожане однозначно оценят разницу от применения ПГР на своей обуви и ощутят снижение скользкости на пешеходных зонах. «Речь идет о переходе на превентивный метод, а не как это бывает с ПСС или галитом – данные материалы используют после резкого понижения температуры или выпадения осадков, когда коммунальные службы пытаются справиться с последствиями гололеда, а не предотвратить его образование», – пояснила разницу специалист. Как в Москве По словам мэра Максима Афанасьева, полностью отказаться от реагентов в Тюмени пока не получится. Для этого нужно круглосуточно убирать снег, а это приведет к большим пробкам. Поэтому, по его мнению, лучше взять пример с Москвы, где дороги чистят ночью. Надо сказать, эти слова горожане активно поддержали в соцсетях. Кроме противогололедных материалов на скорость и качество уборки дорог и тротуаров влияет количество спецтехники, подтверждает слова Афанасьева федеральный эксперт. Юлия Антонова поясняет, что после обработки дорог талый снег обязательно нужно очищать с помощью машин, независимо от вида используемых ПГМ. «Однако оперативно вывозить снег, имея три машины, невозможно. В связи с этим подчеркну, что переход на инновационные реагенты позволяет в среднем в два раза снизить потребность города в специализированной технике, в 2,5 раза – расходы на горюче-смазочные материалы и содержание автопарка, в 4,5 раза – требуемый тоннаж противогололедных материалов. Снижение затрат на зимнее содержание 1 кв. м может составить до 20 %», – сообщила специалист. По ее словам, использование современных реагентов положительно влияет на сокращение зимнего травматизма и снижение уровня засоленности почв. «В качестве примера приведу Москву, которая с 2011 года применяет только многокомпонентные реагенты и на дорогах, и на тротуарах (до этого – пескосоль, потом соль). За 13 лет использования реагентов травматизм пешеходов в столице сократился в три раза, а засоленность почв – более чем в три раза (сейчас в городе не засолено почти 94 % почв). Снизилось и содержание хлоридов в Москве-реке. Также не обнаружено негативного воздействия на экосистему города, листья, растения», – рассказала эксперт. Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, Яна Лазарева, Елена Майорова, Полина Зиновьева

Эксперт о решении мэра Тюмени использовать новый реагент на зимних дорогах: «Соль – она и есть соль»
© РИА "ФедералПресс"