Корпоративная культура по законам племени: как антрополог обрёл себя в IT
Рассказываем, как антрополог и учитель истории стал частью мира IT и зачем ему это нужно. Новый герой нашей рубрики мог всю жизнь махать лопатой в поисках средневековых артефактов, но вместо этого он ежедневно сталкивается с подноготной цифровых проектов. Он мог открыть школьникам мир античности, но его поглотил документооборот в IT-компании. В свободное время он вооружается мечом и щитом, а в рабочее - ноутбуком, блокнотом и ручкой. Антрополог по образованию, помощник руководителя IT-компании Gems по должности, руководитель проекта в стремлении и фехтовальщик в душе Александр Адоевский поведал нам о причинах, по которым влился в мир информационных технологий и рассказал, как это сделать, даже если на "вы" с компьютером. - Александр, вы назвали себя антропологом, попавшим в IT. Расскажите об этом. - Когда я поступал на исторический факультет ОмГУ, я понимал, что профессия антрополога на рынке труда не очень востребована. Всё-таки у нас не XIX век на дворе. Мне хотелось учиться не чтобы мне дали диплом-лопату в руки, которой потом всю жизнь копать. Мне хотелось учиться, чтобы было интересно в первую очередь. Поступил и решил, что потом разберусь как-нибудь. У меня была довольно насыщенная студенческая жизнь: студотряды, каждое лето я катался в лагеря вожатым, экспедиции и так далее. Пришло время выпуска и выбора своей стези. Так как я всё-таки антрополог, а затем ещё и международник, решил попробовать себя в роли учителя истории. Придя в школу, практически сразу понял, что это не моё, но один учебный год проработал. И начал искать что-то другое. Друзья, которые попробовали себя в разных отраслях, начали предлагать мне варианты, и я остановился на IT. Товарищи-айтишники объяснили мне, что это не так уж и страшно, - не боги горшки обжигают. И так я решил попробовать себя в этом направлении. Александр Адоевский - Что именно привлекает учителя истории, антрополога в информационных технологиях? - В первую очередь ширина возможностей. Про проблемы в школе - это отдельная тема. Но если очень коротко, в школе, к сожалению, дети мешали мне заниматься документами, которых сейчас требуется в образовании очень много, - это неправильно. В IT я нашёл хотя бы какой-то смысл своей работы. В какой-то мере чуть шире, чем в другой области, в которой себя пробовал. - Саша, каким именно был ваш вход в IT? - Психологическим - я всегда с компьютером был на "вы". Сначала я начал пробовать себя в frontend-разработке. Были небольшие навыки в этом, но у меня получалось, меня даже хвалили. Но я решил, что это категорически не моё. На ваш вопрос, умею ли я кодить, отвечаю: нет. Мне показали 3D-моделирование, 3D-графику - и вот это меня увлекло по-настоящему. До сих пор обучаюсь этому. Не считаю себя настолько крутым, чтобы перепрофилироваться в коммерческое русло, но не бросаю это направление. Мне ещё многому нужно научиться. А помощником руководителя я был и в других сферах, чтобы наработать соответствующие навыки и прийти в IT не с голым послужным списком. Специфике IT обучился по ходу дела, плюс прошёл обучение здесь, прежде чем приступить к моим непосредственным обязанностям. Так что у меня получилось влиться. - Чем именно занимается помощник-руководителя в IT-компании? - В любой компании существует документооборот, и один только руководитель с этим не может справиться, потому что со временем документов становится больше и больше. Я помогаю в основном по документообороту: акты, спецификации, входящие, исходящие и так далее. Также могу помочь с канцелярией, если что-то где-то сломалось, - чтобы не вызывать мастера, периодически зовут меня. В целом, мой рабочий день этим и занят. - Почему вы остановились именно на IT-компании? Что ещё есть в этой сфере, кроме широты возможностей? - Конкретно здесь мне понравились люди. Плюс я решил, что будет полезно поучиться у программистов строить задачи. Они же этим занимаются с молодых ногтей, как говорится, а я - нет. Решил в бою посмотреть, как правильно строить свою работу именно на примере моих руководителей, коллег. Полагаю, это будет бесценный опыт для моего будущего. Надеюсь, что после долгих лет кропотливой работы мне доверят какой-то проект и я смогу его реализовать. Хочу сделать что-то связанное с визуализацией, с 3D. - Вы сказали, что frontend вам не зашёл. Чем вас привлекло 3D-моделирование? - Изначально хотел быть специалистом по 2D, но в мире случились нейросети - нажал на кнопку и получил, по сути, шедевр. Опытных специалистов робот никогда не заменит. Но что касается джуна, простого скелета-лучника, то здесь, конечно, проблема - я решил, что на начальных этапах своего пути в 2D эту конкуренцию не выдержу. Несмотря на то что нравится 2D, визуализация, анимация, вообще весь этот кластер, решил с этим повременить и занялся 3D. Благо есть друзья, товарищи, которые в этом преуспели, есть на кого ориентироваться. Несмотря на всю сложность, мне это по душе. Были люди, которые могли дать мне обратную связь, конструктивную критику. Плюс курсы. Так что, в 3D я самоучка. Всю жизнь ориентируюсь на собственный опыт, и это работает. - Образование антрополога, опыт работы учителем как-то помогают в нынешней профессии? - Сильно помогают. Я в принципе не считаю, что куда-то свернул и решил попробовать что-то другое. Это часть моего пути. Мне очень помогает то, что здесь по-умному называется soft skills. То есть взаимодействие с людьми - это основополагающее. И после работы в лагере и в школе я понял, что могу всё. Что меня не убило (система образования), то сделало сильнее. Я осознал, что могу почти всё в этой жизни. Главное - рассчитать свои ресурсы и время. И 6 лет в вузе не прошли бесследно. На некоторые рабочие вопросы я смотрю с ракурса учёного, как меня учили. И тогда вещи открываются с новой стороны. Например, корпоративная культура видится мне по аналогии с племенем. Человек - не индивидуальное создание, которое может жить только во имя самого себя. Люди всегда стремятся быть племенем. Тебе всегда нужен кто-то рядом, и я вижу это всё на работе и делаю соответствующие выводы. - Ваши коллеги рассказали мне, что вы занимаетесь историческим фехтованием. Чем привлекает такое необычное хобби и как оно оказалось в вашей жизни? - Мне это просто нравится. Для меня эти тренировки стали, как это модно сейчас говорить, местом силы. На них я первый раз в жизни поверил в себя! Прихожу туда за неким ретритом. На тренировках отдыхаю душой. С чего всё началось? Тут никакой захватывающей истории нет. В 2014 году решил попробовать новое для себя увлечение. Пришёл на первую тренировку, и мне понравилось. Нашёл здесь единомышленников. - Чем историческое фехтование отличается от спортивного, кроме того, что последнее входит в Олимпийские игры? - Оружием. В историческом есть полуторные мечи, тяжёлые военные сабли, которые гораздо тяжелее олимпийского аналога, баклер (маленький, 20-40 см в диаметре щит, чаще всего металлический, - прим. ред.) и так далее. Разница в правилах и в снаряжении. В историческом оно гораздо серьёзнее: стёганая защита, фехтовальный колет (мужская куртка. Один из вариантов снаряжения для исторического фехтования. Защищает от уколов и ударов, - прим. ред.) , в котором дико жарко. Много пластиковой защиты. Снаряжение практически на всё тело. И устаёшь сильнее, но в целом историческое и спортивное фехтование исходят из одного корня и довольно похожи. - Какой исторический период вам нравится? - Наверное, раннее Средневековье, его рассвет и полный закат Средневековья - это уже 15 век. Это, с одной стороны, упадок, а с другой - начинается новое, другое время с иными ценностями. Остаются последние рыцари. Эпоха кризисов, наверное, она чем-то романтична для меня и вдохновляет на свершения. Также всю жизнь мне была интересна история Античности. Вот эти два периода - они самые героические и мифологические. - Раз уж заговорили про рыцарей, как вы считаете, сейчас они существуют? Понятно, что в доспехах и латах не ходят, но… - Если сильно не погружаться, то рыцари, конечно, существуют. Прежде всего, рыцари духа. Внешние атрибуты ушли, но мне кажется, что сами рыцари остались. 3D-работы Александра Адоевского (увеличиваются по клику) - Насколько знаю, вы ещё любите рисовать. Что именно рисуете и, опять же, что вас вдохновляет на это? - Это довольно сложная тема для любого творца, не побоюсь этого слова. Больше всего мне нравится совмещать 2D и 3D - это называется 2.5D. Вдохновляет японская анимация, а также наследие "Союзмультфильма". Нравится совмещать иногда несовместимые вещи. В своём творчестве стараюсь не изменять себе в этом плане. Рисую какие-то иллюстрации. 2D-работы Александра Адовеского (увеличиваются по клику) - Александр, дайте совет тем, кто по образованию совершенно далёк от IT-сферы, но всё же хочет войти в неё. - В первую очередь хорошенько подумайте, действительно ли вам это надо. Она достаточно тяжёлая. Вообще, в любую отрасль не стоит заходить сгоряча. А хорошо всё обдумав, стучитесь, и вам откроют. Ещё надо верить в себя. Можно попробовать какие-то курсы, поучиться на разных IT-направлениях и в итоге развиваться в той области, которая ближе. Только не стоит в начале своего пути в IT идти на платные курсы, иначе будет втройне неприятно: ошибся с выбором направления (это если не понравилось, поняли, что не ваше), потратил время и потерял деньги. Попробуйте бесплатные курсы, чтобы потом не было этого разочарования, и прежде всего в себе. Попробовали, и вам понравилось - тогда сначала поучаствуйте в каких-то некоммерческих проектах, найдите людей, которые могут дать конструктивную критику. Например, не просто "ты сделал плохо", а объяснят, почему и как это можно исправить или сделать иначе. Также советую соблюдать грань между чрезмерной самокритичностью и гордыней. В первом случае в итоге вообще можно ничего не сделать. Надо понимать, что бывают случаи, когда лучше сделать хоть как-то, чем совсем никак, - от этого всё равно будет польза. И надо помнить, что всегда найдётся кореец, который сделает лучше, чем ты. О том, что происходит в мире информационных технологий, о людях, которые работают в этой сфере, о том, что их мотивирует и как здесь можно достигают высот, читайте в нашей еженедельной рубрике "Войти в IT" . Фото: Илья Петров и предоставлены героем публикации