В Европе заявили о намеренном повреждении двух подводных кабелей связи

Обновлено в 23:30

В Европе заявили о намеренном повреждении двух подводных кабелей связи
© BFM.RU

Шведские СМИ заподозрили китайское судно в причастности к разрыву кабелей в Балтийском море. По данным Helsingin Sanomat, во время обеих аварий в зоне разрыва находился сухогруз Yi Peng 3. Газета приводит данные аналитиков, согласно которому судно вышло из порта в Ленинградской области.

Министр обороны ФРГ заявил, что разрыв подводного кабеля между Германией и Финляндией стал результатом диверсии. Борис Писториус фактически обвинил в ней Россию, заявив, что в случайность в этой ситуации никто не верит, и речь идет о гибридной акции.

Ранее агентство Associated Press сообщило о «дефекте» в кабеле между Германией и Финляндией. Причины неизвестны, однако дипведомства обеих стран заявили о совместном расследовании. Там отметили, что инцидент «вызывает подозрения о преднамеренном повреждении», и европейская безопасность находится под угрозой из-за конфликта России и Украины, а также ввиду «гибридной войны со стороны злонамеренных субъектов».

Позднее стало известно о разрыве еще одного подводного интернет-кабеля между Литвой и Швецией: он пересекается с другим поврежденным. В компании-операторе также полагают, что это не случайность.

Обрыв подводного кабеля между Литвой и Швецией произошел 17 ноября, литовский оператор Telia сообщил, что пропускная способность интернета сократилась на треть, связь удалось восстановить в обход неисправности. Также оператор подчеркнул, что кабель старый, и неполадки с ним случались и ранее.

Что касается дефекта кабеля, пролегающего между Хельсинки и Ростоком, изначально финское Агентство по транспорту и связи Traficom заявило (сайт заблокирован в России), что причины обрыва «могут быть разными» и связаны, например, с погодой или судами. Но позже в литовском операторе Telia подчеркнули, что кабели пересекаются, пусть только и на площади в 10 квадратных метров, но, поскольку повреждены оба, становится ясно, что здесь не было случайного сброса якоря одного судна, это могло быть что-то более серьезное.

О методах расследования подобных инцидентов говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «По «Северным потокам» все было ясно, потому что там газ выходил на поверхность, и в этом плане просто были отправлены вертолеты на осмотр местности в акватории каждой страны, и в течение получаса буквально было обнаружено место взрыва. С кабелем, наверное, дело обстоит немного сложнее, потому что либо есть сигнал, либо нет. И по сигналу не совсем понятно, наверное, где конкретно обрыв. И единственное, что даст понимание, — исследование непосредственно по всей протяженности энергомоста. Будут проводить исследования либо автономными какими-то подводными аппаратами, либо подключат аквалангистов, если будут подозрения на какой-то конкретный участок, то они могут туда спуститься. А так, я думаю, что будут опускать дроны и наблюдать. Может быть, каким-то сканером, не знаю, будут смотреть. Могут, конечно, смотреть и какие суда где проходили вдоль маршрута, и в какой момент времени произошел обрыв, и, соответственно, сверять, было ли там какое-то судно вдоль маршрута. И вот где будут эти точки соприкосновения, скажем так, по времени и по расположению, то там могут в первую очередь исследовать».

В прошлом году Россию также подозревали в диверсии, правда, на газопроводе между Финляндией и Эстонией Balticconnector. В Латвии даже предлагали закрыть Балтийское море для российских судов в случае, если причастность России подтвердится. Но в итоге выяснилось, что газопровод случайно повредил якорь китайского грузового судна. Китай этого не отрицал.

Так что нужно быть осторожным с обвинениями, говорит генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:

Денис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily «Учитывая небольшую площадь пересечения, возникают вопросы, что это могло быть. Но нужно понимать, что сейчас магистральные каналы связи, которые проложены по дну того или иного моря между континентами, являются территориями повышенной опасности, особенно после «Северных потоков». То есть это мог сделать кто угодно, если это целенаправленно, и не надо отбрасывать какой-то вариант, когда это могло быть сделано случайным образом. Магистральные каналы связи находятся не только между континентами, они проходят и по суше на территории городов, и зачастую проблемы возникают именно в населенных пунктах, когда каким-то экскаватором или еще чем-то при строительных работах рвут кабель. Учитывая заглубление кабелей, которые проходят по дну моря или океана, возможностей его повредить меньше, и поэтому возникает такая проблема, что либо это сделали не случайно, либо случайно. Вопрос в том, какой вариант из этих будет определен. Это большая уязвимость, западные страны будут думать, что это сделала Россия, но это может использоваться и другой страной. То есть это может быть массированная атака, лишний раз доказывающая, что это зло и надо с ним бороться».

Кабель между Финляндией и Германией — единственный, идущий напрямую в Центральную Европу. Кроме того, он единственный, который идет по тому же маршруту, что и российские газопроводы. Расстояние между ними составляет несколько сотен метров.

Если даже предположить, что это диверсия, непонятно, кому она выгодна, считает генеральный директор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов:

Константин Анкилов генеральный директор «ТМТ Консалтинг» «Кабель защищен от обычных повреждений, но относительно небольших, если его зацепит корабль, обрыв возможен. Случаи такие бывали, они нечастые в связи с тем, что кабель залегает глубоко, но Балтийское море не такое глубокое в целом, и есть места, где до дна добраться не очень сложно. С наибольшей вероятностью это случайность, и иногда такое происходит. Якорь или траление рыбаками могут такое вызвать, хотя там меньше вероятность зацепиться, но всякое случается, полностью защитить невозможно. Раньше были ситуации, полностью не подтвержденные, что морские обитатели иногда привлекались кабелем, и были повреждения. Я не слышал, чтобы они совсем из строя его выводили, но были ситуации, по неподтвержденным данным, что акулы любили их покусать, что-то их привлекало в нем. В данном случае почти наверняка антропогенный фактор. Поскольку сейсмических сдвигов не происходит, поскольку это спокойный регион, это не ситуация Балтики явно, характер дна другой, с наибольшей вероятностью, это корабль. Насчет злонамеренности, здесь не совсем понятен мотив, поскольку связанность, особенно в таком регионе многократно зарезервирована, избыточна. Это не единственный способ Финляндии связаться с остальной Европой, там гораздо больше одного варианта. Но чтобы делать это злонамеренно… не исключено, но непонятен смысл этого умысла, кроме шантажа гипотетического конкретного оператора».

Ранее канал CNN сообщал, что в Соединенных Штатах отмечают рост военной активности России вокруг ключевых подводных кабелей. Как подчеркнули источники телеканала, в американском правительстве предполагают, что Москва может «проводить потенциальные диверсионные операции, направленные на вывод из строя критически важной части мировой инфраструктуры связи». Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков обвинения назвал голословными, заявив, что «их становится все больше по поводу и без повода».