Какие аварии отрабатывают экипажи МКС на земле

Пожар, разгерметизация, выброс аммиака... Какие и зачем нештатные ситуации моделируются на тренировках нового экипажа МКС? И как с ними учат справляться на земле?

Какие аварии отрабатывают экипажи МКС на земле
© Российская Газета

В начале будущего года предстоят два пилотируемых пуска подряд. Так, в феврале на орбиту отправится Crew Dragon, в экипаж которого входит наш Кирилл Песков. А в марте на "Союзе МС-27" - россияне Сергей Рыжиков и Алексей Зубрицкий вместе с американцем Джонатаном Кимом. Обе команды входят в 73-ю длительную экспедицию на МКС.

Несколько дней назад Рыжиков и Зубрицкий завершили подготовку в Космическом центре имени Л. Джонсона. Тренировки проводились как в составе "Союза МС-27", так и вместе с экипажем Crew Dragon. Почему это необходимо? Если американский корабль вдруг по какой-то причине задержится на земле, а на американском сегменте станции неожиданно возникнет нештатная ситуация, то экипаж "Союза" сможет с ней справиться. Более того, если понадобится, Сергей Рыжиков и Джонатан Ким смогут выйти в открытый космос в американских скафандрах EMU. Такие действия шлифуются "до блеска и звона".

Сейчас Рыжиков, Зубрицкий, Ким и Песков продолжают подготовку к полету уже в Звездном городке. Легендарный космонавт Алексей Леонов говорил: на тренировках первые космонавты оттачивали действия в трех тысячах аварийных ситуаций. А теперь?

- Я приведу пример по кораблю "Союз". По нему описано больше 700 отказов, - рассказал "РГ" начальник ЦПК имени Ю.А. Гагарина Максим Харламов. - И все они входят в состав так называемых расчетных нештатных ситуаций, по которым мы готовим. Порядок действий экипажа может быть типовым при отказах разных систем. Поэтому отрабатываются действия по группам нештатных ситуаций - их примерно 70-80. Но такие, которые прививают навыки в куда более широком диапазоне.

Экипаж столкнулся с "пожаром" на МКС, "разгерметизацией" и "выбросом аммиака"

Одна из важнейших тренировок: экипаж столкнулся с "пожаром" на станции, ее "разгерметизацией" и "выбросом аммиака" на американском сегменте. Вообще сценарии подкидываются самые различные. Экипаж не знает, какая именно из нештатных ситуаций "произойдет". Это приближает работу к реальным условиям. Вот выброс аммиака - не просто очень серьезно: он самое токсичное вещество на МКС. И тут такая показательная деталь. В жидком состоянии аммиак присутствует во внешних контурах терморегулирования только американского сегмента. На российском его нет. Однако если вдруг выброс, то под угрозой будет атмосфера всей станции. И единый экипаж должен знать, как парировать. Важна именно слаженность действий команды.

...Все расписано до секунд. Сюжет с аммиаком пошел по самому жесткому варианту: возможности очистить атмосферу не оказалось, поэтому экипажу пришлось срочно "покинуть станцию". Кстати, в маске надеть скафандр не так-то просто. Поэтому каждый член экипажа по очереди задерживает дыхание, снимает маску, надевает полностью скафандр и ту же маску, после чего готовится к спуску. Командир, как более опытный, помогает бортинженерам и контролирует их действия. Затем один из них, в свою очередь, помогает командиру.

Каждое движение на тренировках отрабатывается до автоматизма. Как говорят инструкторы, чтобы на орбите в случае чего космонавты и астронавты могли все выполнить "на ощупь". Иными словами, наизусть.