Как деревянный спутник LignoSat решит проблему космического мусора

Примерно через месяц с борта Международной космической станции на орбиту на высоте около 400 км над Землей запустят первый в мире деревянный спутник. Его сделали японские инженеры, а доставил на днях на МКС американский грузовик Dragon 2.

Как деревянный спутник LignoSat решит проблему космического мусора
© Российская Газета

У спутника есть название - LignoSat (от латинского lignum - "древесина"). Он совсем маленький - 10-сантиметровый кубик умещается на ладони. Изготовлен из хоноки: это особый сорт магнолии, который используется в стране восходящего Солнца для создания ножен для мечей. Разработчики - японские специалисты из Киотского университета, а также лесозаготовительной и перерабатывающей компании Sumitomo Forestry - убеждены: дерево может стать передовым космическим материалом.

Что еще известно об этом спутнике? Собран по традиционной японской технологии: ни клея, ни шурупов. На борту LignoSat - датчики, которые будут фиксировать, как древесина реагирует на условия космоса. А они, как известно, жесточайшие: скачки температуры от -100 до 100 °C каждые 45 минут, когда аппарат переходит из тени в солнечный свет. Кроме того, ученые хотят оценить способность древесины снижать воздействие космической радиации на полупроводники, В случае успеха, это откроет новые перспективы для создания космических дата-центров.

Спутник пробудет в свободном полете полгода. По мнению специалистов, в космосе древесина оказывается более надежным материалом, чем на Земле. Почему? Среди безмолвия звезд нет воды, нет кислорода, то есть того, что может вызвать гниение или возгорание.

Есть и еще, безусловно, важнейший момент: деревянный спутник, отработав свой срок, просто сойдет с орбиты и сгорит в атмосфере. Без следа. То есть никакого космического мусора, который сегодня уже зашкаливает и представляет реальную опасность для действующих аппаратов.

Кстати, один из аргументов сторонников дерева в космосе - дескать, когда-то и самолеты делали из дерева. Да, делали. "В начале 20-х годов, когда мы начали проектировать свои первые машины, тесное сотрудничество ученых и конструкторов было просто необходимо. Для защиты молодой Страны Советов в кратчайшие сроки нужно было создать мощный воздушный флот", - вспоминал легендарный авиаконструктор Андрей Туполев.

Тогда стоял главный вопрос: из какого материала строить самолеты? Дерева, металла? И однозначного ответа не было. Вот что рассказывал авиаконструктор Иосиф Незваль, помощник Туполева, проработавший с ним свыше полувека: "Занимаясь постройкой глиссера и аэросаней, Андрей Николаевич отчетливо понял бесперспективность применения дерева для самолетов. Для него стало очевидным, что будущая авиация, и особенно тяжелая, должна базироваться только на металле. Но для этого требовалась специализированная металлургическая база легких сплавов".

Однако у этой точки зрения хватало оппонентов, причем очень авторитетных. Туполеву и его сторонникам пришлось выдержать не просто серьезную - огромную борьбу за право металла на летную жизнь.

Необходимой металлургической базой стал Кольчугинский завод: он первым освоил пригодный для строительства самолетов сплав, названный кольчугалюминием. И первый самолет Туполева - АНТ-1 - проектировался в основном из дерева, однако его хвостовое оперение и отдельные элементы планера выполнялись уже из кольчугалюминия. Это облегчило машину и значительно повысило ее прочность…

Деревянный спутник тоже должен быть возможен, говорят авторы идеи. И насчет "возможен", конечно, правы. "Если мы сможем доказать, что наш первый деревянный спутник работает, мы предложим его компании SpaceX Илона Маска", - приводят СМИ слова астронавта и сотрудника университета Такао Дои. Сообщается, что команда исследователей уже разработала план на полвека вперед по посадке деревьев и строительству деревянных сооружений на Луне и Марсе.