Почему российские потребители все чаще покупают умные товары для дома

Российские потребители все чаще обращают внимание на умные системы освещения, камеры и датчики движения, термостаты и бытовую технику с поддержкой интернета вещей. Однако пока IT-компании предлагают новые решения, а застройщики внедряют умные технологии уже на этапе проектирования жилых комплексов, самыми популярными у россиян остаются колонки с голосовым помощником и роботы-пылесосы.

Почему российские потребители все чаще покупают умные товары для дома
© Российская Газета

Отечественные бренды товаров для умного дома занимают достаточно заметную долю рынка. Так, в сегменте колонок с голосовыми помощниками это почти 100%. По предварительным данным "М.Видео - Эльдорадо", за шесть месяцев 2024 года рынок умных колонок увеличился на 69% в денежном и на 44% в количественном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также российские производители занимают 40% рынка умных розеток и хабов (управляющих центров) для умного дома, сообщил генеральный директор сети магазинов умной техники "Всесмарт" Александр Буйневич. Пока большинство умных девайсов, продающихся в России, произведено в Китае, причем это касается не только иностранных брендов, но и многих отечественных торговых марок.

Самыми популярными умными устройствами остаются колонки с голосовым помощником и роботы-пылесосы

Спрос на умные товары для дома продолжит расти и в будущем, считают в "М.Видео - Эльдорадо". Во многом это связано с быстрым развитием технологий, которые становятся все более интегрированными в повседневную жизнь. Другим важным фактором станет снижение стоимости устройств из-за распространения производства и стандартизации технологий. Кроме того, все больше людей начинают задумываться об экологии и энергосбережении, что также способствует росту интереса к умным устройствам, помогающим эффективному использованию ресурсов.

По словам Буйневича, пользователи умных устройств могут столкнуться с различными трудностями при их применении. Основные из них связаны с технической особенностью гаджетов: не все устройства интегрируются друг с другом и работают в единой экосистеме. "Сейчас на решение этой проблемы нацелен стандарт Matter, который рассматривают для себя многие производители", - поясняет эксперт.

Кроме того, потенциальным пользователям тяжело понять, с чего начать создавать свой умный дом. Для помощи в этом вопросе розничные сети специально обучают своих консультантов или предлагают покупателям готовые системы из товаров, представленных в магазинах. В некоторых новостройках об установке умного дома заботятся застройщики, что значительно облегчает внедрение инновационных технологий в повседневную жизнь. Как убежден директор компании "Голос.inSmart" Алексей Усков, в ближайшие два-три года интеллектуальные системы управления квартирой и домом станут привычной опцией. Если в новостройке не будет умного дома, она автоматически будет считаться покупателями "старостройкой".

В высоком ценовом сегменте покупатели жилья предпочитают реализовывать систему умного дома индивидуально, исходя из своих сценариев жизни. "Что касается домов масс-маркета, то там запрос покупателей на умные технологии все еще стоит не на первом месте", - считает руководитель отдела продаж ГК "Лидер Групп" Ирина Петрова. Однако и в этом сегменте застройщики закладывают базовые возможности умных технологий, например, в домофонию.

Умные домофоны и механизмы контроля доступа позволяют жителям беспрепятственно входить на территорию своего комплекса, используя мобильные приложения или биометрические данные. Директор по цифровой трансформации ГК ТОЧНО Максим Числов отмечает, что такие инициативы требуют внимательного отношения к хранению данных. Для этого компания рассматривает возможность создания дополнительного сервиса саморегистрации. Он позволит жителям самостоятельно решать, предоставлять ли свои данные для использования в системе безопасности комплекса.

Между тем

Системы умного дома могут не только облегчить доступ жителей на территорию домов, но и помочь сэкономить на жилищно-коммунальных услугах (ЖКУ). Так, директор по развитию ГК "Едино" Максим Жабин утверждает, что некоторые компании устанавливают специальные серверы, которые обрабатывают большие данные и через мобильное приложение предоставляют рекомендации жителям. Такая система может существенно экономить время и деньги, а в перспективе нескольких лет жильцы смогут экономить на ЖКУ до 30%.

В пресс-службе УК "Зеленый бульвар", напротив, считают, что жильцы отключают умный дом, когда начинают платить ЖКУ. За инновационную систему нужно платить каждый месяц и обслуживать ее. Люди не хотят тратить деньги на еще одну подписку, и все умные дома становятся обычными. Эксперты также обратили внимание на то, что при поломке панель придется чинить за свои деньги, а не за счет застройщика.