Дореволюционные автомобили, первые роботы и мини-реакторы. В Санкт-Петербурге открылась крупнейшая научно-техническая выставка
В Санкт-Петербурге открылась крупнейшая за полвека научно-техническая выставка «Политехнический музей: создавая настоящее». Из Москвы привезли экспонаты, которые помогут проследить путь отечественной инженерной мысли, рассказывает корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова.
«Кречет-94» был создан в 1969-м специально для работы на Луне. Космонавты не надевали скафандр – входили в него через жесткий металлический корпус, похожий на рюкзак. Но дальше испытаний дело не зашло: лунная советская программа была свернута, а экипировка переехала в Политехнический музей.
«Государство выпускало какое-то уникальное изделие, экземпляр №1 всегда шел в коллекцию Политехнического музея. Это было при Советском Союзе. Я думаю, что мы возобновим эту добрую традицию и сейчас», – отметил генеральный директор Политехнического музея Дмитрий Кожанов.
Сегодня музей чаще звонит сам – прямо в госкорпорации и конструкторские бюро, чтобы пополнять 140 своих коллекций. В Санкт-Петербург привезли только малую часть, но, говорят, главную. Отечественные разработки.«Это – «Руссо-Балт», легковой автомобиль, который производили в Российской империи до революции. Разгонялся до 50 км/ч. Чтобы купить его, петербургский рабочий должен был трудиться 10 лет и откладывать на машину всю зарплату», – рассказала корреспондент.
В миниатюре здесь есть токамак – установка, которая производит термоядерную энергию. Сегодня в мире таких 300. А началось все с догадки советских ученых – Сахарова, Тамма и Лаврентьева – о том, как «приручить» плазму: удерживать ее магнитным полем.
«Этот музей рос и развивался одновременно со страной. Происходила, например, электрификация – музей пополнялся всеми изобретениями, свечой Яблочкова, лампочкой Лодыгина, например, и так далее», – отметил президент НИЦ «Курчатовский институт», президент Политехнического музея Михаил Ковальчук.
В 1960-х экскурсии в Политехническом музее вел робот Сепулька. Озвучивал записанный текст и ехал рядом с посетителями. Сегодня и он под стеклом, как и тысячи других памятников инженерной мысли, без которых не было бы современной науки.