Автомобили вместо джентльменов: как в КНР раскрыли шпионскую сеть "картографов"

В современном мире для шпионажа, видимо, достаточно автомобиля — правда, "умного", с устройствами, собирающими информацию об окружающем мире. От работающих в беспилотном режиме (или с высокой степенью автономности) авто эта информация передается в блок планирования, который рассчитывает движение, учитывая также данные карт и локализации. Затем принятые решения поступают в узел управления машиной. Но ведь можно отправлять эти данные и еще куда-нибудь…

Автомобили вместо джентльменов: как в КНР раскрыли шпионскую сеть "картографов"
© ТАСС

Даже на очень большие расстояния, если задействовать системы дистанционного зондирования, а по сути — удаленного слежения. Через соответствующие спутники, например.

Возможно, примерно такими нехитрыми размышлениями и руководствовались китайские компетентные органы, обнаружившие утечку секретных географических данных. "Отличилась" иностранная компания, занимающаяся разработкой передовых технологий на автотранспорте.

С вовлечением местных

О разоблачении высокотехнологичной шпионской сети написало в своем аккаунте в социальной сети WeChat Министерство государственной безопасности (МГБ) КНР.

В сообщении говорится, что некая зарубежная компания (название не приводится) "незаконно осуществляла геоинформационную съемку и картографическую деятельность под прикрытием исследований в области "умного" управления автомобилем". Зарубежные "картографы" трудились при участии китайского партнера, имевшего лицензию на проведение геодезических работ. Без такой лицензии в Китае бизнесмен, особенно иностранный, и шагу не сделает — уличат и пресекут.

Итак, местная компания, "движимая соблазном экономических интересов", а иначе говоря — погнавшись за длинным юанем, "превратилась в марионетку" злонамеренных иностранцев. Причем их сотрудничество, как установили контрразведчики, велось с нарушением китайского законодательства — проведение съемки и картографических работ должно осуществляться не только при наличии должной квалификации, но и при условии несения ответственности за соблюдение требований безопасности. Не только технической, но и государственной.

"Картографические и географические исходные данные могут содержать высокоточную информацию, связанную с важными локациями, включая военные объекты и ключевые ведомства", — пояснили аналитики МГБ. "Существует опасность, что они будут использованы за пределами Китая для фиксации ключевых объектов в нашей стране", — акцентировали они. То есть данные могут послужить для точной привязки объекта к точке на карте, что позволяет, например, нанести точный удар ракетами или дронами по этому объекту.

В ходе проверки было установлено, что многие данные, собранные этой зарубежной фирмой в ходе как бы картографической съемки, соответствуют категории государственной тайны. Теперь же основные фигуранты, причастные к проекту, привлечены к ответственности как "проигнорировавшие требования соответствующих нормативных актов" и не обеспечившие должного контроля над конфиденциальной информацией. Хотя уже причиненный ими вред исправить трудно, если вообще возможно.

"Органы государственной безопасности обращают внимание, что в эпоху больших данных информационные ресурсы имеют огромное значение для социально-экономического развития страны, — подчеркивается в сообщении. — Картографические данные тесно связаны с такими областями, как территориальная, военная и экологическая безопасность".

Заканчивается сообщение строгим предписанием "ответственным гражданам": в случае возникновения подозрений, что иные лица, равно как устройства или транспортные средства, вовлечены в противозаконную деятельность по сбору геоданных в "чувствительных районах", следует незамедлительно сообщить об этом в компетентные органы по телефону горячей линии, через специальную онлайн-платформу либо в очном порядке.

А безответственные граждане, видимо, пусть пеняют на себя.

Не я, не я!

Буквально спустя пару дней пекинская газета Huanqiu shibao, у которой есть и англоязычная версия, опубликовала результаты собственного расследования этой шпионско-картографической истории. Газета обратила особое внимание на отсутствие в сообщении МГБ каких-либо упоминаний о названии и даже национальной принадлежности "нехорошей" иностранной фирмы.

При этом несколько компаний поспешили откликнуться на публикацию о вредной картографии. "После того как уведомление было опубликовано, отечественные и иностранные компании, такие как американская Tesla и конкурирующая с ней в сегменте электромобилей китайская Polar Krypton, израильская Mobileye и китайская Siwei Tuxin, сотрудничающая с японской Panasonic, примерно в одних и тех же формулировках заверили, что не имеют никакого отношения к незаконным утечкам данных геодезии и картографии", — отмечает Huanqiu shibao.

Мол, да, они в курсе, что Министерство государственной безопасности заявило, что компания "А" является подрядчиком проекта в ключевой уязвимой области страны и не обладает квалификацией для проведения отдельных геоинформационных исследований и картографирования в стране, но к ним это отношения не имеет. И о том, что эта неизвестная компания, чтобы обойти надзор компетентных отраслевых органов, неоднократно передавала проект на аутсорсинг, ссылаясь на исследования в области интеллектуального вождения автомобилей, и наконец доверила его реализацию местной компании, обладающей квалификацией в области геодезии и картографии, тоже знают, но это тоже не про них.

Руководство Geely Holding Group, к которой принадлежит Geely Krypton, уточнило вечером 16 октября: "Это не имеет никакого отношения к Geely Krypton. Разработка Geely Krypton осуществляется в соответствии с законом".

Тао Лин, вице-президент Tesla по внешним связям, заявил, что соблюдение требований властей является основой корпоративной деятельности компании, которая "всегда верила, что разумное соблюдение требований — это разумное обеспечение устойчивого развития".

В Siwei Tuxin тоже заявили, что все развитие бизнеса этой компании осуществляется в строгом соответствии с требованиями КНР.

Рано утром 17 октября и израильская Mobileye опубликовала заявление через Weibo, в котором говорится: "В соответствующих странах и регионах, включая Китай, мы работаем в полном соответствии с законом под руководством партнеров, обладающих соответствующей квалификацией".

Наконец, Alibaba Cloud, которая стала предметом пересудов и повышенного внимания из-за недавней отмены квалификаций в области геодезии и картографирования, также ответила, что не имеет никакого отношения к незаконным утечкам.

Так кто же? И почему МГБ не назвало китайскую компанию и ее иностранного связного по именам? Здесь можно предположить, что контрразведчики сознательно напускают туману, чтобы предупредить всех и каждого о недопустимости нарушения гостайны. И в этом есть резон. Пусть все эти упомянутые (а также неупомянутые) компании хорошенько задумаются над своими партнерскими связями, которые, оказывается, так легко могут обернуться шпионскими.

При этом китайское руководство совсем не хочет выплеснуть ребенка с грязной водой и зарезать курицу, несущую золотые яйца. Но все же взаимовыгодный обмен передовыми технологиями — одно, а шпионаж — другое. Хотя разделить эти две категории бывает очень и очень трудно. Примерно так же трудно, как разделить интересы разных субъектов: одни стремятся к расширенному сотрудничеству с заграницей, а другие просто обязаны взять это сотрудничество под свой контроль. С госкомпаниями тут все более или менее ясно, они, как правило, все делают по инструкции. А вот частные или акционерные фирмы...

Но это уже не в первый раз

У Китая есть негативный опыт взаимодействия с иностранцами в научно-исследовательской области. То же Министерство государственной безопасности КНР обнаружило сеть метеовышек, которые не только собирали сведения о погоде, но и имели функцию анализа и передачи этих, несомненно, важных данных. Причем были расположены они рядом с секретными объектами. Кстати, даже изучение розы ветров может облегчить выполнение полетного задания некоему "неопознанному объекту"… Конечно, это не единственный пример. 

Но и Запад, в свою очередь, уже не раз пытался уличить Китай в использовании различных высокотехнологичных устройств дистанционного слежения. Так, газета The Wall Street Journal писала об обеспокоенности американских властей разведдеятельностью произведенных в Китае башенных кранов. По сведениям издания, полученным из неких источников, особые опасения у представителей американских спецслужб и военных вызывают портовые краны Made in China, установленные в некоторых американских портах. Техника, мол, оснащена продвинутыми датчиками, которые позволяют отслеживать происхождение и место назначения контейнеров с грузами. "А если эти грузы военные?" — задается вопросом газета.

С другой стороны, тут вполне могут быть замешаны конкуренты китайских производителей и все дело в обычной борьбе за рынки сбыта.

Краткий вывод

А какой тут может быть вывод? Как хорошо было в добрые прежние времена, когда шпионажем занимались коварные красавицы или джентльмены. Их можно было драматически расстрелять или картинно обменять на разоблаченных коллег со стороны противника. А также писать про их реальные или выдуманные похождения книги и снимать кино. Что же можно написать про "похождения" какой-нибудь метеовышки или башенного крана?

Скучно жить, господа, в эпоху ИИ!