Планировка городов спасала представителей древней цивилизации от эпидемий
Ученых, исследующих ранние земледельческие общества, часто ставит в тупик любопытная закономерность: первые земледельцы жили в крупных, плотно застроенных поселениях, затем на многие века такой тип проживания исчезает, позже снова образовывались города, которые потом жители также покидали.
Почему так происходило? Археологи обычно объясняют, что так называемые урбанистические коллапсы происходили из-за изменения климата, перенаселения или социальных проблем, либо сочетания все этих факторов. Все это, вероятно, имело место быть. Но авторы нового исследования, вышедшего в Journal of the Royal Society Interface добавляют новую гипотезу: болезни.
Близкое сосуществование с животными приводило к развитию зоонозных заболеваний, которые заражали и людей. Вспышки таких заболеваний могли быть причиной исчезновения плотно заселенных поселений. Однако более поздние общества смогли сделать свои города более устойчивыми к эпидемиям с помощью планировки. Авторы работы проанализировали планировку поселений за несколько тысяч лет, сообщает Conversation.Чатал-Хююк в Турции — один из древнейших земледельческих «поселков городского типа» в мире, появившийся более 9000 лет назад. Тысячи людей обитали в земляных домах, плотно прижатых друг к другу, куда заходили внутрь через люк на крыше. На протяжении веков жители Чатал-Хююка разводили овец и крупный рогатый скот, выращивали ячмень и производили сыр. Стены домов украшали живописными изображениями быков и танцующих фигур. Люди содержали свои жилища в чистоте, регулярно чистили полы и оберегали кухонные склады. Тем не менее, к 6000 г. до н.э. Чатал-Хююк был заброшен. Его жители разошлись по более мелким поселениям в окрестной долине.
Некоторые археологи обнаружили человеческие кости, перемешанные с костями скота. Прямо в том же регионе найдены свидетельства, что туберкулез от крупного рогатого скота распространился еще в 8500 г. до н.э. ДНК в древних человеческих останках датирует сальмонеллу еще 4500 г. до н. э . Если предположить, что заразность и вирулентность неолитических болезней увеличивались со временем, то плотные поселения, такие как Чатал-Хююк, могли достичь переломного момента , когда последствия болезней перевесили преимущества тесного проживания.
К 4000 г. до н.э. крупные поселения вновь возникли — мегаполисы трипольской культуры, по ту сторону Черного моря. Эти города, расположенные на территории современной Украины, имели совсем иную планировку. Дома строились по кольцевому принципу, формируя кварталы с собственными общественными домами. Такая структура помогала предотвратить быстрое распространение заболеваний.
Археологи использовали компьютерные модели для моделирования влияния социальной дистанции на распространение эпидемий. Результаты показали, что если жители редко посещали соседние кварталы, кластеризация домов значительно снижала вероятность вспышек.
Как и в Чатал-Хююке, жители содержали свои дома в чистоте. И около двух третей домов в трипольском поселении Небелевка были намеренно сожжены в разное время. Эти преднамеренные периодические ожоги могли быть тактикой уничтожения вредителей. Однако к 3000 г. до н.э. и трипольские мегаполисы были заброшены. Генетики предполагают, что это связано с возникновением около 5000 лет назад в этом регионе бубонной чумы.Тем временем, первые города Месопотамии сформировались около 3500 г. до н.э., за ними последовали города в Египте, Индийской долине и Китае. Продукты питания привозились туда и хранились в больших зерновых амбарах, а санитарные условия улучшались за счет общественных инженерных сооружений вроде водопровода и ливневой канализации. Эти города и стали основой современной цивилизации. Их форма и функции были обусловлены многовековыми опытом борьбы с болезнями, начиная с первых земледельческих деревень.
Новое исследование показало, как чума XIV века отразилась на генах европейцев
Древнейшие вирусы человека найдены в костях неандертальцев возрастом 50 000 лет
Земледельцев севера Европы выкосила самая древняя чума
Европейцы развили мощную устойчивость к вирусам лишь в бронзовом веке — исследование