ИИ будет сотрудничать с художниками
Почти не осталось сфер, на которых не распространилось влияние искусственного интеллекта (ИИ). Одна из них - художественное искусство. Здесь технология показывает значительные успехи, однако заменить реальных людей она все-таки не сможет, уверены эксперты.
ИИ уже не просто генерирует изображения по запросу пользователей, как, например, DALL-E от OpenAI или Midjourney, но и становится профессиональным художником. В частности, в 2018 году на торгах старейшего аукционного дома Christie's была впервые продана картина, созданная нейросетью, за 432,5 тысячи долларов, а спустя четыре года в Сан-Франциско открылась первая в мире выставка, где были представлены работы, соавтором которых выступила технология.
Уже несколько лет ИИ меняет не просто процесс создания произведений, а само восприятие искусства, отметила научный сотрудник лаборатории FusionBrain Института AIRI Елизавета Гончарова. Во-первых, нейросети позволяют художникам экспериментировать с новыми стилями и формами. Во-вторых, работы, созданные ИИ, вызывают больше интереса со стороны широкой общественности благодаря, в том числе, повсеместной заинтересованности в этих технологиях.
"Такие работы вызывают дискуссии о границах творчества и авторства, а также об открытии новых возможностей для художников, использующих ИИ как инструмент для создания уникальных произведений", - сказал заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Андрей Свинцов.
Кроме того, ИИ "демократизирует" сам процесс создания картин, так как человек теперь может не быть профессиональным художником, чтобы проявить свою креативность, добавил гендиректор "3Д ПЛАТФОРМА", резидент "Сколково", основатель 3D-музея национальных костюмов Российской империи Константин Попов.
"Когда появляется новая технология, особенно медийная – вокруг нее возникает некое пространство свободы и эксперимента, когда ее использование еще не зарегулировано законодательно, и большие корпорации не «наложили лапу» на нее. Но поскольку технологии ИИ продолжают стремительно развиваться, то мы видим уникальную ситуацию, когда есть и эксперимент, и прагматическое использование ИИ в системе производства и потребления", - говорит Алексей Шульгин, куратор диджитал-секции Cosmoscow-2024.
Потенциал ИИ в искусстве огромен, полагает Свинцов, однако по-прежнему остается вопрос творческого замысла. Если участия человека здесь не будет, то картины лишатся эмоциональной и философской глубины.
"ИИ способен развиваться как автономный инструмент, но важная часть процесса - это синергия между машиной и человеком, где художник направляет алгоритм, а не просто наблюдает за его работой", - подчеркнул собеседник.
Более того, сейчас, чтобы получить интересную и необычную генерацию, пользователь должен попрактиковаться в промпт-инжиниринге: указать модели на важные акценты в картинке, например, на постановку света, уточнила Гончарова.
"Конечно, появление ИИ - это шаг в сторону прогресса. Просто в очередной раз (как это было после изобретения фотографии, а затем интернета), искусство должно переосмыслить себя, а художники должны оставить нейросетям то, что может сделать ИИ, и заняться чем-то новым", - добавляет Шульгин.
Несмотря на то что разработчики регулярно обновляют нейронные сети, обучая их на новом материале и настраивая нужные параметры, остается риск получить множество работ, которые вторичны и похожи друг на друга. По мнению Попова, этого достаточно для иллюстрации постов в соцсетях, но стать настоящим "мастером" ИИ вряд ли удастся. Скорее, он будет "подражателем" работ реальных художников.
Собеседник сравнил генераторы изображений с некогда популярными мобильными приложениями, которые стилизовали фотографии под картины известных художников. С бытовой точки зрения люди получили такой же инструмент, который стал более управляемый и настраиваемый. За счет этого массовый пользователь, конечно, может приобщиться к созданию качественного графического контента.
Говоря о настоящих специалистах, Свинцов сказал, что ИИ не заменит их.
"Искусство всегда было выражением человеческих эмоций, переживаний и восприятия мира, что сложно воспроизвести алгоритму", - считает он.
В будущем же машина станет активнее сотрудничать с человеком, дополнять его талант, уверен собеседник.
"ИИ стоит рассматривать как новый, частично автономный, но все же инструмент, который в руках человека откроет уникальный вид произведений искусства, отражающий внутренний мир его создателя", - заключила Гончарова.