Пока наш Роскосмос пытается жить по средствам, Маск дерзко воплощает космические мечты человечества

Самая мощная в мире ракета Starship, предназначенная для полетов на Луну и Марс, совершила успешный тестовый полет. В компании SpaceX сообщили, что сверхтяжёлый ускоритель Starship Flight 5 успешно отделился от корабля Starship и успешно завершил активацию двигателя.

Пока наш Роскосмос пытается жить по средствам, Маск дерзко воплощает космические мечты человечества
© Свободная пресса

В информационном сообщении SpaceX отмечается, что в многоразовую ракетную систему входит космический корабль Starship и носитель Super Heavy. Высота системы – более 120 метров, это выше, чем любая другая ракета, когда-либо собиравшаяся в мире. Кроме того, носитель Super Heavy вдвое мощнее, чем создаваемая NASA для лунной миссии тяжелая ракета Space Launch System (SLS).

Запуск состоялся со стартовой площадки, находящейся около пляжа Бока-Чика на юго-востоке штата Техас в США. Ракета вышла на орбиту, и после примерно часового полета аппарат приводнился в Индийском океане, а первая ступень носителя Super Heavy была доставлена системой Mechazilla на стартовый комплекс.

«Инженеры SpaceX потратили годы на подготовку и месяцы на тестирование попытки захвата ускорителя, а техники потратили десятки тысяч часов на создание инфраструктуры, чтобы максимально увеличить наши шансы на успех», – указывается в сообщении компании.

До этого было произведено четыре пробных запуска корабля Starship с носителем Super Heavy, но только в марте и июне 2024 года такие попытки оказались удачными. Первый Super Heavy был запущен в апреле 2023 года, однако взорвался уже через несколько минут после старта.

Следует напомнить, что в сентябре Илон Маск сообщил о планах отправки на Марс до 2026 года пяти беспилотных космических кораблей Starship. По его словам, также имеются намерения осуществить запуски на эту планету пилотируемых аппаратов. Если все пять беспилотных кораблей благополучно достигнут марсианской поверхности, очередной этап начнется уже через четыре года.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев назвал испытательный полет Starship революцией в мировой космонавтике.

– Причем такого рода прорывы компания Илона Маска осуществляет не впервые. Первая революция была связана с ракетой Falcon 9, прорывной по многим параметрам. Сегодня получается, что одна небольшая фирма этого предпринимателя, в которой трудится всего 12 тысяч человек, делает в мировой космонавтике больше, чем весь остальной мир вместе взятый, если судить по общим показателям – грузопотокам, количеству запусков, использованию инноваций.

«СП»: В чем революционность состоявшегося запуска?

– Сразу по нескольким направлениям. Во-первых, система представляет собой полностью спасаемую конструкцию. Третью ступень сейчас не спасали, но такая цель будет достигнута. Это даже круче, чем «Шаттл» в свое время, у которого большой внешний бак отбрасывался и пропадал, а здесь все элементы спасаются. В этом уникальность конструкции.

Более того, компания Маска это все продемонстрировала, что было трудно сделать с первой попытки. Кстати, сам Маск оценивал вероятность успеха пятьдесят на пятьдесят.

«СП»: Как Маску удалось добиться столь впечатляющих достижений своим сравнительно небольшим коллективом?

– Во многим за счет технических решений. Давайте вспомним, как компания SpaceX в свое время вырвалась на мировой рынок с ракетой Falcon 9 и фактически вытолкала оттуда всех остальных частников.

При создании этой ракеты было использовано два технико-экономических решения, принесших большой эффект. Во-первых, недорогие и простые двигатели, типа того, что был у нашей ракеты Р-7, сейчас таких уже не делают. Во-вторых, удалось обеспечить многократное возвращение ступени. Напомню, что половина стоимости ракеты-носителя – это двигатель, который удавалось спасать.

Благодаря этому решению Маск фактически захватил мировой рынок запусков. Другое решение – разворачивание системы «Старлинк», когда он, по сути, выступил сам себе заказчиком. Тем самым было обеспечено развертывание уникальной мировой системы общедоступного интернета, в том числе там, где мировой сети никогда не было. Кроме того, была обеспечена загрузка работой фирмы самого Маска. Это дало синергетический эффект.

«СП»: В то же время наш Роскосмос пытается уже не первый год посадить аппарат на Луну. Компания исходит из того, что может, а Маск просто пытается воплотить свои мечты – тот же Starship успешно запущен, причем не с первой попытки. Может, нам тоже нужно ставить более амбициозные задачи, стремиться к мечте, а не замахиваться лишь на то, что технически можно осуществить?

– Кстати, два успешных запуска ракеты из четырех– это хороший результат. Если сравнивать с нашей ракетой аналогичного масштаба Н-1, у нее на четыре запуска было четыре взрыва. И все, проект закрыт. А этот после двух взрывов начал летать, для такой техники это очень здорово.

Что касается постановки задач, это, конечно, наболевший вопрос, особенно на фоне Маска. Этот человек все эксперименты, инновационные проекты осуществляет за свои деньги, а наш Роскосмос существует за счет госбюджета. Практически никаких денег он не зарабатывает – есть небольшие суммы за космические снимки, но это настолько мало в сравнении с тем, сколько компания проедает.

В действующей системе Роскосмос является монополистом в том смысле, что сам для себя является заказчиком. Причем, он является заказчиком и исполнителем в одном лице. И текущая ситуация заставляет его брать планы поменьше, а денег брать побольше. Такое положение дел привело к тому, что ничего нового компания уже не создает – это ей просто не нужно. Бюджетные деньги Роскосмос все равно получает – как за неудачи, так и за успехи.

«СП»: Маск уже пообещал отправку на Марс беспилотных кораблей до 2026 года, а в случае успеха – через четыре года пилотируемых. Насколько это осуществимые планы?

– Он действительно сделал такое заявление, но к реальности оно не имеет никакого отношения. Для запуска автоматических аппаратов на Марс их необходимо произвести. Но Маск ими пока не занимается. За два года такой аппарат не сделать, на это требуется семь-восемь лет. Такие сроки, кстати, он сам установил.

Можно вспомнить, сколько у него ушло на пилотируемый корабль Dragon, на грузовой корабль, на нынешний Starship. Этими заявлениями бизнесмен, видимо, подбадривает свою команду. Ближайшие два-четыре года он будет отрабатывать Starship. Этот корабль способен возить очень большой объем груза, поэтому нужно думать, где его взять, кто сможет заплатить.

Ведь полеты на Марс денег не приносят, нужен заказчик. NASA пока не готова оплачивать полет человека на Марс, у них там работает автоматическая станция.