Повторное использование первой ступени ракеты удешевит коммерческие запуски

Надо было видеть ликование сотрудников SpaceX, когда впервые в истории первую ступень ракеты Super Heavy получилось вернуть на стартовую площадку. Вместе с коллегами Илона Маска это мог видеть весь мир.

Повторное использование первой ступени ракеты удешевит коммерческие запуски
© Российская Газета

Как отмечают эксперты, обычно разгонные ступени после отстыковки становятся неуправляемыми и падают на землю или в океан. Здесь же первую ступень впервые удалось "поймать" при посадке: захват был сделан с помощью системы Mechazilla - гигантской башни с механизированной рукой. Эта система предназначена для сокращения в будущем времени "оборота" запусков Starship.

Как уже сообщала "РГ", компания SpaceX провела пятый испытательный запуск многоразовой ракеты Starship. Двойной успех: первую ступень впервые удалось поймать при посадке, а сам корабль благополучно приводнился.

"Инженеры SpaceX потратили годы на подготовку и месяцы на тестирование попытки захвата ускорителя, а техники потратили десятки тысяч часов на создание инфраструктуры, чтобы максимально увеличить наши шансы на успех. Мы не приемлем никаких компромиссов, когда речь идет об обеспечении безопасности общественности и нашей команды, и попытка возвращения будет предпринята только при подходящих условиях", - написала SpaceX в обзоре миссии.

Ранее американский миллиардер Илон Маск заявил, что в 2024 году его компания планирует совершить шесть полетов Starship. Испытания Starship предполагают не только сохранение ступеней многоразовой транспортной системы - ракеты Super Heavy и корабля - но и перезапуск двигателей Raptor в космосе.

Ракетный комплекс Starship считается самым большим аппаратом, запущенным в космос. Общий вес системы - 5 тысяч тонн, высота первой и второй ступени вместе - 120 м. При этом ускоритель Super Heavy оснащен 33 метановыми двигателями, шесть двигателей Raptor питают космический корабль Starship. Ракета-носитель способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн грузов. Вместе с тем ускоритель планируют использовать для полетов в окрестности Луны, куда она сможет доставить до 100 тонн.

В июне нынешнего года первая ступень Starship впервые совершила мягкое приводнение. И это был первый успех: первая ступень Starship - сверхтяжелый ускоритель Super Heavy - впервые совершила успешное мягкое приводнение. Из прямой трансляции следовало, что первая ступень, на языке специалистов, совершила контролируемый вход в атмосферу Земли и затем вертикальную мягкую посадку на воду в Мексиканском заливе. "Super Heavy приводнился в Мексиканском заливе", - заявила в Cети компания SpaceX.

А ранее в марте система Starship совершила третий испытательный полет. Максимальная высота, на которую поднялся Starship, составила 156 км, максимальная скорость - 26 486 км/час. Предполагалось, что ракета-носитель отработает программу мягкой посадки над водами Мексиканского залива примерно в 20 км от места старта. Однако это не удалось. А на высоте 80 км прекратилась связь со Starship, после чего компания SpaceX сообщила о потере корабля.

Самый же первый тестовый пуск был в апреле прошлого года. Корабль разрушился перед отделением ступени ракеты на высоте около 38 километров. Второе летное испытание Starship состоялось в ноябре 2023-го. Тогда после запуска ускоритель Super Heavy отделился от космического корабля. Но потом, когда первая ступень должна была совершить посадку для повторного использования, она взорвалась прямо в воздухе.

После первой неудачи Маск заявил: "Мы многому научились для проведения следующего тестового запуска через несколько месяцев". По его словам, это был первый старт очень сложной гигантской ракеты. Есть миллион возможностей, чтобы ракета не полетела. И если запуск состоится, то он готов расценить любой исход, который не приведет к разрушению стартовой площадки, как победу.

По мнению экспертов, нынешний успех SpaceX - это очень важная ступень в развитии космической индустрии. Полеты в космос - удовольствие супердорогое. И в этом смысле многоразовость космических систем играет очень важную роль в снижении себестоимости космических услуг. Многие специалисты и у нас, и за рубежом считают: повторное использование элемента ракеты позволит серьезно сократить стоимость коммерческих запусков. Ведь первая ступень ракеты - самая дорогая в производстве: цена ее маршевых двигателей составляет десятки миллионов долларов.