Русский «Лунный городок» был вполне реален, но Горбачев на проекте крест поставил

Тема освоения Луны, создания там постоянных поселений, была очень популярная в советской фантастике. Причём все понимали, что от сказки до реальности остался всего один шаг, подробности публике не говорили, однако о том, что работы идут, знала практически вся страна. Время от времени о далеко идущих планах по освоению космического пространства рассказывала и пресса.

Русский «Лунный городок» был вполне реален, но Горбачев на проекте крест поставил
© Свободная пресса

Сила тяжести в шесть раз меньше земной, полный вакуум, но при этом много места, вполне себе твёрдая поверхность и имеются полезны ископаемые. Спутник Земли можно превратить в космодром, с которого начнётся освоение Солнечной системы. Это вам не тесная хрупкая скорлупка, болтающаяся на орбите Земли. Идея, в общем-то, не очень гениальная, в своё время её подали фантасты. И полвека назад работа закипела.

На выходе планировали полноценный лунный городок, из железобетона, стали и стекла. Однако первыми, как и положено, на стройплощадку должны были прибыть вагончики — для учёных и рабочих. Проект временной модульной станции с незамысловатым названием «Звезда» стартовал в 1973 году. Его поручили ОКБ-01 (ныне РКК «Энергия»).

Типовой вагончик весил около десятка тонн, он транспортировался бы на Луну в сложенном виде. В его конструкции имелась секция типа «гармошка», которая в разложенном состоянии увеличивала объём в три раза. В зависимости от наполнения отсек мог быть жилым, техническим или научным, всего в первой очереди станции запланировали десять вагончиков, рассчитанных на постоянное проживание 10-12 человек.

Прилунившиеся модули к строительной площадке должен был транспортировать «лунный трактор», оснащённый краном, бульдозерным отвалом и платформой (по сути, обычной тракторной тележкой). По плану секции «надували», соединяли бы между собой, а потом обваловывали, то есть засыпали лунным грунтом (реголитом). Так делают с оборонительными сооружениями, ДОТами и ДЗОТами — чтобы защитить их от снарядов и пуль. Там таковые отсутствуют, но поверхность спутника Земли постоянно бомбардируют метеориты, и от них нужна мощная защита.

Отдельно должен был стоять энергетический модуль, работы по космическим реакторам в СССР вовсю шли. И небезуспешно: к концу 80-х появилась автономная компактная АЭС «Гамма» электрической мощностью 0,5 мВт, но на этом останавливаться не планировали. Масштабная стройка требовала производства большей части материалов на месте, для этого требовалась энергия.

Многочисленные образцы реголита в Советском Союзе имелись, их изучили и поняли, что из данного грунта можно добывать кислород и водород. То есть проблема воды и воздуха была решалась, топлива для ионных двигателей - тоже. Шли эксперименты по созданию космического бетона, его, собственно, сделали.

Планировалось, что первыми поселенцами станут геологи, точнее, селенологи. Лунный трактор станет таскать буровую установку, и, помимо поисков полезных ископаемых, учёные будут искать место для лунного города. В идеале некие полости под поверхностью, но рассматривался и вариант просто хороших плотных грунтов, в которых можно спрятать базу.

После проведения исследовательских работ вагончиков станет больше, приедут строители и прочие специалисты. Которые начнут пробивать в реголите тоннели под станцию, из местного сырья производить бетон, металл и стекло, в общем, возводить город. Правда, до всего этого нужно было ещё дожить.

Первую очередь «Звезды» планировали запустить в середине 90-х, а строительство полноценного города совершенно разумно отодвинули на начало XXI века. Примерно на наши дни, может, чуть раньше. Даже его проект не разрабатывался, так как предварительно нужно было решить массу проблем.

Разобраться с «лунным бетоном», провести его прочностные и ресурсные испытания там, на месте, да и просто научиться правильно заливать. Выяснить ситуацию с лунотрясениями, какова там сейсмическая обстановка, нужен ли дополнительный запас прочности. Метеоритная опасность, наконец, как часто там идут «каменные дождики». И ещё тысяча и одна проблема.

Но город планировался, вполне себе полноценный — с индивидуальными каютами, зонами отдыха, складскими и производственными помещениями, оранжереями и даже бассейном. Форпост СССР в космосе.

К концу 80-х вопрос логистики проработали довольно подробно, хотя и в первом приближении — на основе химических двигателей. На орбиту Земли грузы доставляются челноками типа «Буран» и многоразовыми орбитальными аппаратами системы «Спираль». Особо крупные и массивные — тяжёлыми ракетоносителями «Энергия».

Далее, по мере наполнения трюмов, космический буксир стартовал в сторону спутника земли и доставлял сборный груз на орбиту Луны. А уже там — между орбитой и поверхностью Селены — работали местные челноки. В перспективе буксир должен был стать атомным, с ионным двигателем, водород как раз для него собирались добывать из реголита.

Иными словами, никакой фантастики, всего лишь первые осторожные шаги в космос. По сути, речь шла о постепенном строительстве некоего причала, с которого можно начинать странствовать по Солнечной системе. С ремонтными базами для планетолётов, всевозможными запасами, больницей и прочей портовой инфраструктурой. Причём планировалось, что со временем данная база станет полностью автономной в плане продовольствия и всего прочего.

Со временем — это уже в наши дни. Знаменитая песня Джефа Линна «Билет на Луну» («Ticket to the Moon», 1981 г., альбом «Time») могла стать реальностью, во всяком случае, в нашей стране точно. Однако в конце 80-х вместе с проектом «Энергия»-«Буран» и системой «Спираль» Михаил Горбачёв закрыл и лунный проект. Просто потому, что он, по его мнению, был не нужен. Но, скорее всего, потому, что попросили американцы.

Янки ничего подобного не проектировали, ведь для этого у них банально не было ракетоносителей. Собственно, их не было и для «лунной гонки», которую гораздо чаще называют «лунной аферой». Катающийся по поверхности спутника Земли трактор, экипаж которого ищет и не находит спускаемый аппарат «Аполлона» и следы Нейла Армстронга на Луне, штатникам точно ни к чему.