"Восход" против "Аполлона": как в СССР строили первые многоместные космические корабли

Оставаться первыми

"Восход" против "Аполлона": как в СССР строили первые многоместные космические корабли
© ТАСС

Первые годы космической эры, которую Советский Союз открыл запуском искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, стали временем завоевания важнейших приоритетов СССР в области освоения космического пространства. В космос отправились первый спутник, первый аппарат с живым существом на борту. На Луну прибыл первый рукотворный объект, а космический робот сфотографировал ее с обратной стороны. Наконец, к звездам полетели первые космонавты. Отечественная космонавтика стремительно развивалась, готовясь изучать Луну уже не автоматическими станциями, а пилотируемыми кораблями. В апреле 1962 года, спустя всего год после полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина, ЦК КПСС и Совет министров СССР выпустили постановление, предписывающее начать разработку комплекса "Союз" для облета Луны космонавтами.

Однако аналогичная работа шла и в Соединенных Штатах — конкуренте СССР по космической гонке. В 2019 году госкорпорация "Роскосмос" рассекретила архивные документы 1964 года, из которых следует, что в Советском Союзе было известно о разработке в США трехместных космических кораблей "Аполлон". Их полеты намечались уже на 1965 год. В связи с этим представители промышленности предлагали срочно переделать одноместные корабли "Восток" в трехместные. "Запуски указанных кораблей позволят получить необходимый экспериментальный материал для комплекса "Союз", а также обеспечат приоритет Советского Союза в осуществлении космических полетов многоместных кораблей и впервые в мире выхода человека из корабля в космос", — говорилось в одной из записок.

Трое в лодке

Переделка одноместного корабля в многоместный потребовала новаторских решений и серьезных компромиссов. "Для размещения троих необходимо было отказаться от схемы посадки методом катапультирования кресла, — вспоминал академик Борис Черток, конструктор ракетной техники и соратник Сергея Королева, в книге "Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны". — Все трое должны приземлиться в самом спускаемом аппарате. При этом потребуется разработка специальных кресел с надежной амортизацией и введение новой системы — мягкой посадки. Разместить троих человек в скафандрах казалось совершенно невозможным. С горем пополам можно было втиснуть их ненадолго в очень неудобной позе только в тренировочных костюмах".

Для смягчения удара при приземлении парашютную систему оснастили двумя куполами и пороховым тормозным двигателем, включающимся перед самой землей. В результате всех переделок надежность корабля существенно снизилась по сравнению с "Востоком". К примеру, отсутствовал запасной парашют. У кораблей, на которых летали первые покорители космоса, его тоже не было, однако при спуске космонавт катапультировался и приземлялся отдельно, и у него была запаска. При разгерметизации на орбите летевший без скафандров экипаж был обречен. Наконец, ракеты-носители в то время не были оборудованы системой аварийного спасения космонавтов при аварии на старте.

"До "Восхода-1" в космос слетало только шесть кораблей "Восток", — рассказал космонавт Роскосмоса, спецкор ТАСС на Международной космической станции Иван Вагнер. — Тогда только учились запускать людей в космос, многие вещи делались впервые, не были отработаны. А из-за космической гонки не было достаточно времени все испытать. Поэтому, конечно, надежность техники была другой. И риски были значительно выше. И аварии случались тоже".

Космонавт пояснил, что отечественные конструкторы использовали опыт расследования аварий для повышения надежности космической техники, и у нашей страны наибольший опыт пилотируемых полетов, а российские ракеты-носители и космические корабли — наиболее надежные. Однако это не исключает нештатных ситуаций, которые периодически случаются.

В результате переделки корабль потяжелел более чем на тонну по сравнению с "Востоком", и для его запуска была разработана более мощная ракета-носитель, также получившая имя "Восход".

6 октября 1964 года успешно достиг орбиты и через сутки вернулся на Землю беспилотный "Восход" с тремя манекенами на борту. 12 октября впервые в истории к звездам отправился экипаж из трех космонавтов: командира корабля Владимира Комарова, бортинженера Константина Феоктистова и врача Бориса Егорова. Исследователи космоса установили четыре мировых рекорда в новообразованном классе: максимальной высоты полета (408 км), максимальной массы, поднятой на эту высоту (5 320 кг), дальности (за 16 витков космонавты преодолели 670 тыс. км) и продолжительности полета.

Между генсеками

Полет "Восхода-1" был отмечен еще одним своеобразным достижением. Впервые космонавты отправились в космос при одном лидере страны, а вернулись фактически при другом, хотя провели на орбите немногим более суток. Во время полета экипажа советский лидер Никита Хрущев, отдыхавший в Пицунде, был вызван в Москву на созванное заседание Президиума ЦК КПСС в преддверии пленума Центрального комитета партии. Мероприятие было инициировано членами Президиума, уже давно обсуждавшими смещение Хрущева. Среди претензий, предъявленных к генеральному секретарю ЦК КПСС на пленуме 14 октября 1964 года, — нарушение "ленинских принципов коллективного руководства", дезорганизация управления государством из-за реформ министерств и партийных органов, недопустимое поведение в отношении членов Президиума ЦК КПСС.

Черток вспоминал, что Сергей Королев и Георгий Тюлин, председатель госкомиссии по запуску корабля, решили перед посадкой "Восхода-1" позвонить Хрущеву. Об отстранении генсека от власти никто еще не знал.

"Через Москву связались с Пицундой, и Королев коротко доложил, что на борту все в порядке, — писал Борис Черток. — Программа полета была рассчитана на одни сутки. Хрущев об этом знал. Тем не менее Королев "для порядка" попросил у Хрущева разрешение на посадку. Оба — и Королев, и Тюлин — посчитали, что Хрущеву будет не лишним таким образом напомнить о его личном вкладе в создание "Восхода". Согласие на посадку было получено. Это был последний разговор с Хрущевым".

Приземление по новому принципу

Перед выдачей команды автоматике корабля на спуск Королев связался с экипажем "Восхода-1" и спросил о готовности к посадке. В ответ Комаров попросил разрешения продлить пребывание на орбите еще на одни сутки — экипаж желал продолжить работу. При этом и без того рискованный полет становился еще более опасным. Запаса кислорода на борту было ровно на двое суток, и в случае каких-то нештатных ситуаций времени их исправить у космонавтов не оставалось физически.

"Королев посмотрел на окружающих, — вспоминал Черток. — Большинство замотали головами. Да ему и самому было ясно, что продолжение еще на сутки очень рискованно".

Включилась циклограмма спуска, на 16-м витке над планетой запускающая двигатель аппарата на торможение. Вскоре в Москву пришел доклад, что команда на включение двигателя прошла. Связи с космонавтами не было, и оставалось только ждать новостей от службы поиска садящегося корабля. Наконец последовал доклад, что "Восход-1" благополучно приземлился, раскрылись оба парашюта, а около спускаемого аппарата трое человек машут самолету поисковой группы. Инновационная система мягкой посадки отработала на отлично.

Затем герои-космонавты доложили о благополучном возвращении и по традиции ждали от главы государства поздравлений с завершением полета. Однако Хрущев не звонил. Вечером экипаж вернулся в Тюратам, на космодром, а на следующий день состоялось расширенное заседание госкомиссии с докладами космонавтов, торжественным обедом. Москва хранила молчание.

"Поздно вечером 14 октября мы догадались, что не угодили Москве, — вспоминал Черток. — Подготовленный заранее рапорт Комарова с обращением к Хрущеву Москвой был забракован и предлагалось изменить текст. На следующее утро по радио пришла ошеломляющая новость. Хрущев освобожден от всех должностей в партии и правительстве. Его место заняли Брежнев и Косыгин". Космонавтов пригласили в Большой Кремлевский дворец лишь на пятый день.

Закат "Восходов"

Программа "Восходов" была рассчитана на семь пилотируемых полетов. Среди них — длительная научная экспедиция, первый в мире женский экипаж с выходом женщины-космонавта в открытый космос, полет с первой в истории хирургической операцией на орбите (в качестве подопытного животного предполагалось использовать кролика). Предполагался даже смелый эксперимент по созданию искусственной гравитации раскруткой системы из корабля "Восход-3" и третьей ступени ракеты-носителя, связанных тросом. Однако после запуска "Восхода-2" и выхода космонавта Алексея Леонова в открытый космос полеты этой серии кораблей прекратились.

Одной из причин закрытия программы Роскосмос называет невозможность спасения экипажа на старте или начальном участке полета.

Отсутствие аварийно-спасательных скафандров на космонавтах во время полета обернулось трагедией 30 июня 1971 года. Экипаж корабля "Союз-11"Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — возвращались с орбиты после работы на первой в мире пилотируемой орбитальной станции "Салют", выполнив серию научных экспериментов. Связь с космонавтами прекратилась, через полчаса капсула приземлилась в автоматическом режиме. Поисковая группа, открывшая люк аппарата, обнаружила, что экипаж не подавал признаков жизни. Реанимационные мероприятия результатов не дали. Расследование показало, что в момент отделения спускаемого аппарата от других отсеков преждевременно, на высоте 150 км, открылся вентиляционный клапан, выпустивший из капсулы воздух. За последовавший более чем двухгодичный перерыв в космических полетах были разработаны специальные скафандры, а системы "Союза" были доработаны — в том числе так, чтобы космонавты в случае разгерметизации могли принять меры к ее устранению. С тех пор космонавты на старте и спуске всегда облачены в герметичную защиту.

"Именно из-за трагедии с Добровольским, Волковым и Пацаевым сегодня все страны, космические агентства и даже частные компании делают пилотируемые корабли и скафандры к ним, — рассказал спецкор ТАСС на МКС Иван Вагнер. — Это дублирование. Скафандры спасают в случае разгерметизации корабля". Космонавт объяснил, что космонавтов учат действиям при возникновении утечки воздуха как из корабля, так и скафандра. "Это одни из основных нештатных ситуаций, которые мы отрабатываем и сдаем на практических экзаменах", — сообщил Вагнер.

Виктор Бодров