В заповеднике "Остров-град Свияжск" открылась выставка, посвященная кирпичу
В музее-заповеднике "Остров-град Свияжск" буквально восстановили по кирпичикам историю строительного дела в России. Здесь открылась выставка "Русский кирпич: клейма, метки, знаки". Большой государев, циклопический, эталонный, звенящий - все это разные определения кирпича. А уж каких только символов на них не было - от орла и единорога до бесчисленных буквенных аббревиатур! Что же скрывалось за всем этим, выяснял корреспондент "РГ".
Знаки на постели
Начнем с терминологии. Вдавленные с помощью штампа изображения называют клеймами. А выпуклые, которые ставили на "постель" (самая большая сторона) или "тычок" (самая маленькая), именуют знаками. Если же эти знаки сделаны пальцем или инструментом на постелистой части до обжига, тогда это уже метки.
Все они могут о многом рассказать специалисту. Ученые и коллекционеры, которые собрались со всей России в эти дни в Свияжске, читают кирпичи как книги. И вот теперь решили поделиться своими знаниями, да и раритетами с широкой аудиторией.
На выставке, которую Свияжский музей-заповедник организовал совместно с Российским государственным гуманитарным университетом и музеем-заповедником "Царицыно", представлено более 100 экспонатов. Помимо всевозможных кирпичей, это старинные инструменты, формы и элементы оборудования.
Начинается экспозиция с фрагментов плинфы из керамических полов храма Петра и Павла X-XIII веков в Смоленске. Этот строительный материал считается предтечей кирпича. А завершается образцами XXI века. Географический охват тоже широкий - от Прибалтики до Кавказа.
- Вряд ли кто-то в России проводил выставки, посвященные "кирпичу глиняному обыкновенному", как его называют в классификаторе 1934 года, - отмечает куратор проекта, профессор РГГУ Светлана Баранова. Это очень сложно. Как показать кирпич, чтобы он стал увлекательным экспонатом? Как найти уникальные материалы, которые экспонируется впервые?
"Копался в руинах под удивленными взглядами"
Однако организаторам это удалось. И во многом благодаря коллекционерам, чьи артефакты и составили основу экспозиции. Владимир Смирнов из Санкт-Петербурга начал собирать кирпичи 18 лет назад. Сначала только в родном городе, а затем задался целью заиметь хотя бы по одному кирпичу из каждой губернии Российской империи.
- Делал это с помощью коллег, таких же сумасшедших, как я, через форумы, сам ездил в командировки. Копался в руинах в пиджаке и галстуке под удивленными взглядами людей, - рассказывает он. - И в конце концов из 71 губернии и области у меня скопились кирпичи. Под ногами у нас история! Интересно все: что на них написано, чьими руками строилась страна, датировки, здания. Очень важную информацию несут кирпичи. Зачем раньше ставилось клеймо? А если плохо построили здание, и оно разрушалось, чтобы знать, с кого спросить. Но потом уже с развитием промышленности и экономики клеймо превратилось в товарную марку. Это был маркетинг. Стали использовать всякие рамочки, красивые шрифты. Это стало продвижением товара.
Кстати, порой кирпичи получали спонтанные "клейма". Это происходило, когда по сохнущим и еще мягким изделиям пробегали животные. На выставке можно увидеть кирпич с волчьим следом. Старший научный сотрудник музея-заповедника "Царицыно" Павел Ермолов поведал, что в их коллекции имеются кирпичи с отпечатками лап кошек и собак, а также пальчиков детей.
Когда кирпичи были большими...
Москвич Петр Александров специализируется на собирании кирпичей исключительно в столице страны.
- Москва выгодно отличается от всей России тем, что клеймение в ней началось на два века раньше, - поясняет он. - Если вся империя получила клейма после Николаевских реформ - в середине XIX века, то Москва - в 1640-х годах.
Сами кирпичи не имели единого стандарта, размеры варьировались. В московских постройках широко использовался "большой государев кирпич". Из него, к примеру, были сложены стены и башни Московского Кремля. Порой встречались и вовсе огромные блоки (до 34х19х10 см). Их ученые именуют "циклопическими кирпичами". Они есть в кладке Китайгородской стены. На выставке можно увидеть один такой экземпляр. А вот клейма - это были изображения двуглавого орла - поначалу ставили малюсенькие. Но постепенно они увеличивались, и за 50 лет выросли в размерах втрое.
- В середине 1670-х годов начинают ставить однобуквенные клейма. В это же время появляются единороги и еще некие существа, - рассказывает коллекционер. - В основном они встречаются в строениях, которые относились к царской семье. Есть версия, что единорог - это клеймо царского завода.
С приходом Петра I строительство в Москве запрещают на 40 лет. А после этого перерыва начинают использовать кирпичи с двухбуквенными клеймами, обозначающими имена заводчиков. Например, ПК - Петр Курочкин, ИМЗ - Иван Максимович Заикин. Одна из ценных находок Петра Александрова - кирпич с аббревиатурой ГКР, найденный в усадьбе Петровско-Разумовское. Расшифровывается она как граф Кирилл Разумовский.
- В 1817-1818 годах на тычках (торцах) кирпичей появляется рамочка. Скорее всего, это антикоррупционная мера, - поясняет коллекционер. - После пожара 1812 года Москва быстро отстраивалась, были большие спекуляции кирпичом. Выдавали старый за новый или перепродавали выделенный на какое-либо строительство.
Еще одна важная веха в истории кирпича - указ Николая I от 1847 года. Он привел его размер к единому стандарту по всей стране, который не менялся вплоть до 1917 года.
Звенящий и вечный
Коллекционер Марина Грачева занимается воссозданием и реставрацией старых кирпичных кладок. Так что для нее хобби тесно переплетено с профессией.
- Мама рассказывала, когда я маленькая училась ходить, она в игрушечную колясочку клала кирпич, чтобы мне было удобно упираться. С тех пор я и таскаю кирпичи, - смеется хрупкая девушка. - Этот материал очень красивый, а клейма - загадочные. Хочется понять, что они означают. В них зашифрована история российского бизнеса. Тут о каждом экспонате лекцию можно прочитать. Вот этому кирпичу из пирогранита посвящена целая книга. По сути, это брусчатка. Она была изобретена в конце XIX века Криштофовичем, а князь Голицын спонсировал ее презентацию на Парижской выставке в тот же год, когда была представлена Эйфелева башня.
Для выставки Марина Грачева предоставила редчайшие экспонаты: деревянные формы для кирпича и матрицы для клеймения. По словам исследовательницы, эталонным считался кирпич, произведенный в Санкт-Петербурге. Там использовалась оптимальная глина. А одним из главных критериев качества кирпича считался звук, который он издает. Кирпичи при ударе друг о друга должны звенеть.
- Профессор Всеволод Инчик около 30 лет исследовал здания на Невском проспекте, - рассказывает коллекционер. - И он как химик пришел к заключению, что кирпичи, из которых они построены, прослужат еще более 300 лет. Когда демонтируется какой-то доходный дом, высвобождается много материала, и очень жаль, что его отправляют на отсыпку дорог или переработку. Ведь эти кирпичи можно было использовать для реставрации зданий, которые не являются объектами культурного наследия. Очень красиво получается!
Дизайнеры и художники любят этот материал. За каждым кирпичом стоит история. Самые древние кирпичи были найдены в Иерихоне, им 8 тысяч лет. Это сырец с отпечатками рук людей, которые решили покинуть пещеру и возвести себе убежище где-то в сторонке. Каменный век завершился не потому, что кончились камни, а потому, что человек изобрел кирпич.
Между тем
Разумеется, в наше время кирпичи изготавливают по другим технологиям. Все они одинаковы и безлики и не предоставляют интереса для коллекционеров. Однако и старинный способ изготовления не утрачен. После открытия выставки участники и гости отправились на живописный Свияжский склон, где стоит большая дровяная печь. Сложена она была художником-керамистом Василием Рыженком. Мастер на глазах коллекционеров и ученых сформировал из глины кирпич, вытеснил на нем надпись "Свияжск" и отправил в печь. Так что история кирпичей с клеймами продолжается.