ГПКС заменит 8 из 12 спутников до 2030 г.
О масштабных планах обновления группировки на геостационарной орбите рассказал генеральный директор ГПКС Алексей Волин на конференции Satcomrus 2024, прошедшей 3 октября в Ярославле. По его данным, ныне у ГПКС действуют 12 спутников, сроки активного существования у которых истекут в интервале 2029-2036 гг.
Компания разбила план обновления орбитальной группировки на два этапа: 2025-2030 гг. и 2032-2036 гг. После 2030 г. в России ожидается запуск нескольких негеостационарных сетей спутниковой связи, и облик космических аппаратов, САС которых истекает в 2032-3036 гг., ГПКС намерено определить с учетом нового рыночного расклада. Поэтому предприятие сделало фокус на этапе до 2030 г., пока новых конкурентов со спутниками на низкой, средней или высокоэллиптической орбитах еще не возникнет.
Четыре месяца назад тревогу по поводу того, что САС вскоре закончится у многих российских спутников, а их операторы не спешат заказывать новые им на замену, забил директор департамента перспективных программ и проекта "Сфера" ГК "Роскосмос" Сергей Прохоров. Он заявил с трибуны федеральной конференции "Телеком: Перезагрузка. Satellite Russia": "К 2030 г. ряд геостационарных космических аппаратов закончит активное существование, и из шести спутников, которые должны быть заказаны в ГК "Роскосмос", заказано только два: один со стороны АО "Газпром космические системы", второй - ФГУП "Космическая связь".
https://www.comnews.ru/content/233506/2024-06-03/2024-w23/1008/proizvodstvo-geostacionarnykh-sputnikov-nuzhdaetsya-gosfinansirovanii
До 2030 г. ГПКС намерено заменить восемь спутников, суммарное количество приемо-передатчиков (транспондеров) на которых составляет 291, включая космический аппарат "Экспресс-АМУ1" - его российский государственный оператор делит с французской компанией Eutelsat Communications S.A. (ей принадлежит 63 транспондера, а называет она этот борт Eutelsat 36C). На замену этой восьмерке придут восемь новых спутников, а совокупное количество транспондеров на них возрастет до 309.
Первый из новых бортов - средний "Экспресс-АМУ4" на замену спутника "Экспресс-АМ44" в орбитальной позиции 11° з.д. - ГПКС заказало два года назад железногорской компании "Информационные спутниковые системы им. акад. М.Ф. Решетнева" (АО "Решетнев"). Производитель взял на создание этого, полностью отечественного космического аппарата четыре года, и ГПКС рассчитывает на его запуск в декабре 2026 г. На борту "Экспресс-АМУ4" будет 26 транспондеров: 10 - С-диапазона и 16 - Ku, а его стартовая масса составит 2451 кг. Запуск "Экспресс-АМУ4" профинансирует федеральный бюджет - Алексей Волин сообщил корреспонденту ComNews, что ракета "Протон" для этих целей уже произведена.
Право создания других семи новых спутников ГПКС хочет поделить на конкурсах между АО "Решетнев" и ООО "Газпром СПКА": последнее без публичного анонса открыло сборочное производство космических аппаратов в подмосковном Щелково 12 апреля 2024 г. "В одиночку ни один производитель не справится с нашим заказом, и мы надеемся, что "Решетнев" и "Газпром СПКА" поделят их на честном открытом конкурсе", - заявил Алексей Волин. В беседе с корреспондентом ComNews он отметил, что иных потенциальных производителей спутников связи и вещания в России ГПКС не видит.
В 2029 г. ГПКС рассчитывает на запуск сразу пяти космических аппаратов (все - тяжелого класса): "Экспресс-АМУ6", "Экспресс-АМУ51", "Экспресс-АМУ52", "Экспресс-40" и "Экспресс-АТ3".
Спутник "Экспресс-АМУ6" придет на замену "Экспресс-АМ6" в орбитальной позиции 53° в.д. и будет нести 57 транспондеров: 13 - С-диапазона и 44 - Ku. Исходя из предварительных предложений вендоров, его стартовая масса составит 3560 кг (по версии "Решетнева") или 3131 кг ("Газпром СПКА"). На космическом аппарате "Экспресс-АМ6" было 12 транспондеров Ka-диапазона, но после аварии в марте 2020 г. ГПКС их отключило для экономии энергетики.
https://www.comnews.ru/content/205281/2020-03-27/2020-w13/ekspress-am6-degradiroval
Обновленный "Экспресс-АМУ6" остался без Ка-диапазона - как пояснил Алексей Волин, расчет сделан на то, что услуги в этом диапазоне подхватят "Газпром космические системы" и, позднее, операторы низкоорбитальных группировок.
Спутник "Экспресс-АМУ51" заменит сразу два аппарата: "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АТ2" в орбитальной позиции 140° в.д. На нем окажется 46 транспондеров: 40 - Ku и шесть - DBS-диапазона, предназначенного для непосредственного спутникового вещания. Стартовая масса "Экспресс-АМУ51" 3201 кг ("Решетнев") или 2730 кг ("Газпром СПКА").
Емкость в C- и Ka-диапазонах на "Экспресс-АМ5" призван заменить новый космический аппарат "Экспресс-АМУ52" (в той же точке 140° в.д.). На нем запланированы 33 транспондера: 15 - С-диапазона и 18 - Ka, а стартовая масса составит 3228 кг ("Решетнев") или 2405 кг ("Газпром СПКА").
Спутник "Экспресс-40" станет эрзацем для "Экспресс-АМ7" в орбитальной позиции 40° в.д. С точки зрения емкости он станет самым мощным: на борту будут размещены 58 транспондеров: 19 - С-диапазона и 39 - Ku. Стартовая масса "Экспресс-40" - 3555 кг ("Решетнев") или 3032 кг ("Газпром СПКА").
Завершит пусковую кампанию 2029 г. спутник "Экспресс-АТ3", идущий на замену "Экспресс-АТ1" в орбитальной позиции 56° в.д. Глава ГПКС сообщил, что для него планируется забрать у Казахстана восемь частот, которые принадлежали Российской Федерации и им не используются. "На базе этого частотного ресурса можно будет сделать 40 транспондеров DBS-диапазона и превратить "Экспресс-АТ3" в якорный аппарат для непосредственного спутникового вещания в России", - пояснил Алексей Волин. Стартовая масса "Экспресс-АТ3" - 3020 кг ("Решетнев") или 2291 кг ("Газпром СПКА").
В 2030 г. ГПКС рассчитывает на запуск двух спутников - "Экспресс-АТ4" и "Экспресс-АМУ8". Средний космический аппарат "Экспресс-АТ4" призван заменить "Экспресс-АМУ1" в орбитальной позиции 36° в.д. На его борту оператор хочет получить 16 транспондеров DBS-диапазона: этот спутник будет адресован исключительно операторам спутникового ТВ. Это единственный из семи перспективных спутников ГПКС, для которого АО "Решетнев" предложило более низкую стартовую массу, чем конкурент: 1885 кг, тогда как в предварительном предложении "Газпром СПКА" значится цифра 1905 кг.
Тяжелый/средний спутник "Экспресс-АМУ8" придет на замену "Экспресс-АМ8" в орбитальной позиции 14° з.д. На нем ГПКС закажет 33 транспондера: 11 - С-диапазона и 22 - Ku-диапазона. Стартовая масса "Экспресс-АМУ8" - 3025 кг ("Решетнев") или 2312 кг ("Газпром СПКА").
По сообщению ГПКС, запуск "Экспресс-АМУ4" и семи спутников в 2029-2030 гг. позволит защитить его орбитальные позиции и частотные присвоения, а также сохранить сети связи на действующих аппаратах.
Первый заместитель генерального директора ООО "Газпром СПКА" Сергей Масалов подчеркнул, что предложенные этим предприятием стартовые массы спутников "Экспресс" взяты не с потолка. "Это была кропотливая работа нашего конструкторского бюро, и мы открыто показали ГПКС всю нашу производственную кооперацию, - сказал Сергей Масалов. - Мы готовы ответить за каждую деталь, причем не только по ее массе, но и по цене".
Алексей Волин отметил, что "Газпром СПКА" стимулирует АО "Решетнев" к снижению цен: по его данным, "Газпром СПКА" еще не успел открыться, как "Решетнев" снизил цены на 10%.
"Провокационные цифры, из которых следует, что наш спутники тяжелее, чем предлагает "Газпром СПКА", позитивно влияют на нашу мотивацию", - признал значимость конкуренции генеральный директор АО "Решетнев" Евгений Нестеров. "Суверенитет достается с трудом - мы его выгрызаем на всех направлениях, начиная с электронно-компонентной базы, и с потерями", - добавил он.
По словам Евгения Нестерова, только что вступил в силу контракт с АО "Газпром космические системы" (совладельцем "Газпром СПКА"), по которому "Решетнев" построит для него спутник "Ямал-501". На вопрос корреспондента ComNews, почему "Газпром СПКА" не взял этот заказ себе, Сергей Масалов ответил: "Мы хотели бы создавать "Ямал-501", но из-за санкций завод вместо 2022 г. открылся только в этом году, и сейчас мы еще завершаем пусконаладочные работы. Поэтому "Газпром космические системы" перестраховался и заказал этот спутник у "Решетнева". При этом "Решетнев" дал более низкую цену, чем за "Экспресс-АМУ4", а "Роскосмос" предложил его запуск в паре с другим космическим аппаратом, что тоже выгодно", - рассказал Сергей Масалов.
Поэтому первым спутником, за производство которого возьмется "Газпром СПКА", станет космический аппарат дистанционного зондирования Земли "Смотр-В" (для оптической съемки и поиска утечек метана на газопроводах). Помимо этого, "Газпром СПКА" разработал аванпроект спутника "Ямал-502" на новой платформе и уже предложил ГПКС эти наработки.
Высокая стоимость при относительно малой пропускной способности пока остается проблемой для спутников связи и вещания российского производства. По оценке и.о. генерального директора ФГБУ "НИИ Радио" (НИИР, с 2025 г. - ФГАУ "НИЦ Телеком") Олега Иванова, два американских спутника Intelsat Epic имеют пропускную способность около 70-110 Гбит/с, а их приведенная стоимость составляет 80 млрд руб. При этом 10 космических аппаратов ГПКС, которые придут на смену "Экспрессам" АМ8, АМ44, АМ7, АМ6, АМУ3, АМ5, АМУ7, АМУ1, а также спутникам "Экспресс-80" и "Экспресс-103", обойдутся в 200 млрд руб., а совокупная емкость новых супников составит 70-80 Гбит/с.
По мнению Олега Иванова, сократить количество космических аппаратов при сохранении пропускной способности может помочь проект создания отечественной номенклатуры оборудования "гибких" полезных нагрузок для перспективных спутников связи и вещания под названием "Рубин", который НИИР инициировал несколько лет назад - однако денег н него пока не нашлось. Олег Иванов сообщил, что для реализации проекта "Рубин" потребуется 36-48 месяцев и около 7 млрд руб. (буквально год назад НИИР называл цифры 36-40 месяцев и 6 млрд руб.).
Глава НИИР предложил разбить проект "Рубин" на два этапа, применив на первом из них многолучевые антенны в Ku-диапазоне с небольшим (от восьми до 12) количеством лучей, а также блоки цифровой маршрутизации с емкостью коммутации до 4 ГГц. По его словам, это позволит до 2030 г. внедрить такие технологии на спутниках "Экспресс" АМУ5, АМУ6, АМУ7 и АМУ8, получив рост пропускной способности "не в разы, а в десятки раз". По мнению Олега Иванова, это позволит заместить восемь спутников "Экспресс" всего лишь четырьмя новыми космическими аппаратами.
Алексей Волин в ответ на это заметил, что схема "четыре спутника вместо восьми" не учитывает двух космических аппаратов для непосредственного ТВ-вещания, на которых гибкую полезную нагрузку не реализовать. "От цифровой полезной нагрузки выигрыша в пропускной способности не будет, - согласился Олег Иванов. - Зато она даст телевидению новый уровень помехозащищенности".