8 удивительных экспонатов ахтынского «эрмитажа». Зачем ехать в один из самых старых аулов Южного Дагестана
Обычно туристы едут в райцентр Ахты, чтобы посмотреть на его мосты, построенные итальянцами и местным мастером сто лет назад, и посетить знаменитые бани с термальной водой. Но в селе есть еще много интересных достопримечательностей, и одна из них — Ахтынский краеведческий музей, филиал Национального музея Дагестана.
В 1937 году директор ахтынской школы и страстный краевед Нурудин Дагларов предложил местным властям открыть в здании Джума-мечети краеведческий музей вместо колхозного склада, размещавшегося там в те безбожные времена. Получив разрешение, он организовал музей и возглавлял его до 1958 года. Затем музеем руководил его сын Фикрет, а с 1990 года — внук Ахмед.
В 1996 году музей переехал из Джума-мечети в здание райкома партии, где в десяти залах была открыта новая экспозиция, посвященная истории Ахтынского района и культуре лезгинского народа.
Сегодня здесь можно увидеть костюмы, предметы быта лезгин, ювелирные изделия, ковры ручной работы; воссозданные интерьеры мастерской медника, сакли горца, домашней хлебопекарни; макет Ахтынской крепости, построенной в 1839 году, и много других экспонатов. Расскажем о самых интересных.
Кирпичи из Мекки
Изготовлены около тысячи лет назад. Когда распространявшие ислам арабские завоеватели строили в новой местности мечеть, ложе для Корана они сооружали из кирпичей, которые считались священными. Это символизировало преемственность, связь нового храма с Меккой.
Мусульманские четки
Четки (по-лезгински — теспягь) состоят из тысячи деревянных бусин. Иногда мусульманин по уважительной или неуважительной причине может пропустить молитву. Чтобы он после смерти не предстал перед Всевышним с этим грехом, мулла читает молитву у изголовья умершего, две тысячи раз перебирая бусинки, и тогда грех пропущенной молитвы будет прощен.
Католическое распятие
Еще одна религиозная святыня — распятие из православной церкви Архангела Михаила, построенной в 1853 году на территории Ахтынской крепости. Этому распятию молились поляки, служившие в русской армии. После Октябрьской революции гарнизон покинул крепость. Некоторые предметы из церкви попали к жителям, которые их сохранили и позже передали в музей.
Ахтынский ковер
— Такого ковра вы не увидите нигде в мире, — утверждает Ахмед Дагларов. — В других музеях ковры висят. А в нашем музее ковер, изготовленный ахтынской ковровщицей Афизат Эмировой в 1910 году, лежит на полу, и по нему ходят туристы. 114 лет топчут ковер, а он — в отличном состоянии. Дату проверить легко: она выткана на ковре.
Ахтынская люстра
Этот светильник из меди и стекла изготовил мастер Салях в период электрификации села в 1929 году. Вернее, переделал из медного водоносного кувшина.
Самоварная кастрюля
Изготовлена из луженой меди, действует по принципу самовара. Директор музея всю жизнь мечтает что-нибудь сварить в этой кастрюле, но пока не получилось.
Проект памятника Шарвили
Шарвили — герой лезгинского эпоса, храбрый и бесстрашный воин. Лезгины уверяют, что это реальная историческая личность. Шарвили жил в Ахты в III веке нашей эры, обладал недюжинной силой, ловкостью и смекалкой, был находчив и смел в бою, защищал простых тружеников и покровительствовал им.
Автор проекта — скульптор, уроженец Ахты, живущий в Санкт-Петербурге, академик Российской академии художеств, заслуженный художник России Шариф Шахмарданов. По замыслу скульптора, памятник должен быть установлен на горе над селом — там, где сейчас в честь Шарвили возвышается мемориальная ротонда.
Кстати, конный памятник «Защитник Отечества» в Махачкале тоже создан по проекту скульптора Шахмарданова и имеет некоторое сходство с Шарвили.
Минбар ахтынской Джума-мечети
Когда в 1996 году музей переезжал из мечети в новое здание, минбар (кафедра, с которой имам читает пятничную проповедь. — Ред.), как мечетская собственность, остался на месте. В 2021 году в соборной мечети задумали поставить новую кафедру, а старую едва не выкинули. Для кого-то это ненужный хлам, а для директора музея — экспонат. Ахмед Фикретович улыбается: «Единственную вещь в Джума-мечети оставили, и та в музей вернулась». И не просто вернулась, а точно вписалась своим наконечником под самый потолок — до него остался едва ли сантиметр.