Российские космонавты-рекордсмены вернулись на Землю спустя 374 суток на МКС

Год на орбите! Идет видеотрансляция посадки спускаемого аппарата корабля "Союз МС-25". Когда на экране появляется огромный, около тысячи квадратных метров, бело-оранжевый купол, идут сигналы маяка (все в порядке!), эмоции зашкаливают. С возвращением, экипаж! Ласковой вам гравитации!..

Российские космонавты-рекордсмены вернулись на Землю спустя 374 суток на МКС
© Российская Газета

Российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб вернулись на Землю после 374 суток полета на Международной космической станции. Вместе с ними на "Союзе МС-25" "спустилась" астронавт НАСА Трейси Дайсон, которая работала на МКС в течение 184 суток.

"Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и наша с Николаем годовая экспедиция подошла к концу" - это слова Героя России, командира отряда космонавтов "Роскосмоса" и спецкора ТАСС Олега Кононенко. Для него нынешний полет - пятый, для Николая Чуба - первый. Дольше них по программе МКС не летал еще никто.

И еще одно мировое достижение: Олег Кононенко стал абсолютным рекордсменом по суммарному пребыванию в космосе - 1111 суток. Как образно подметил кто-то, цифра как четыре восклицательных знака. Такого звездного багажа нет ни у кого из землян! И трудно сказать, когда этот рекорд будет перекрыт.

С марта Кононенко был командиром МКС. Накануне он передал "бразды правления" американке Суните Уильямс. Все по традиции: вручение символического ключа, удар в корабельный колокол. Космическая "рында" звучит каждый раз при смене командира.

Спускаемый аппарат "Союз МС-25" со звездными рекордсменами Олегом Кононенко и Николаем Чубом, а также Трейси Дайсон приземлился в 147 км юго-восточнее города Жезказган в Казахстане. Фото: Роскосмос

Своя рабочая статистика у космонавтов, своя - у самой станции. Она тоже живой организм. За этот годовой полет МКС преодолела расстояние в 255 379 043 км, совершила 5984 витка вокруг Земли.

Что это были за километры и витки для космонавтов? Олег Кононенко и Николай Чуб выполнили десятки научных исследований. Некоторые из них - впервые. Среди самых уникальных эксперимент по 4D-биопринтингу. Проводил его Кононенко. Кстати, именно он четыре года назад впервые напечатал в космосе на биопринтере живой орган. И это стало настоящей сенсацией.

Экипаж принял экспедицию посещения. А еще четыре космических грузовика "Прогресс МС", так что в полной мере поработа "грузчиками". Кононенко и Чуб дважды выходили в открытый космос. Показательный нюанс. В один из выходов по плану они должны были отработать за бортом станции шесть с половиной часов. Однако сумели выполнить все задачи - и основные, и дополнительные - намного быстрее. "Люк закрыт. Общее время 4 часа 36 минут", - доложил тогда специалист Центра управления полетами. Специалисты были единодушны: такая "скорость" - результат отличной подготовки, слаженности и четкости действий. И, конечно, опыта.

Для России этот годовой полет не первый. Миссия непростая. Сил надо много, восстанавливаться придется дольше, чем обычно. "Готов слетать два раза по полгода, но не один раз на год", - честно признался один из "небожителей" с большим звездным стажем.

Когда-то космонавт-врач Валерий Поляков после 437 суток на станции "Мир" сумел сам дойти до палатки спасателей. Он рассказывал мне, что есть четкий показатель: выдал за день 1,5 литра пота -значит работал как надо. Отличался ли режим Кононенко и Чуба от других членов экипажа?

- В целом нет, - сказал в интервью "РГ" начальник Центра подготовки космонавтов Максим Харламов. - Физкультура обязательно ежедневная. Немножко, конечно, программу каждый адаптирует под себя, под свои физиологические ощущения. Она также адаптируется по рекомендациям медиков, которые отслеживают состояние здоровья космонавтов.

Надо понимать: все эти рекорды не ради рекордов. Почему космос точность любит до секунд? Так говорят не ради красного словца. Космос априори агрессивен для человека: невесомость, радиация и многое-многое другое. Если полет долговременный, организм элементарно отвыкает от гравитации. Поэтому буквально каждая секунда пребывания в жесточайших условиях орбиты - это прежде всего здоровье космонавта. Его силы, возможности, резервы.

Мы четко понимаем, что за длительными полетами будущее, - подчеркивают специалисты. Поэтому важно накопление статистики. И по тому, как организм воспринимает такой полет, и как меры профилактики компенсируют негативное воздействие. Тут симбиоз задач.

Надо сказать, что в ноябре заканчивается еще один уникальный эксперимент - изоляционный SIRIUS-23. Он проводится на базе Института медико-биологических проблем РАН. Единственный в мире наземный экспериментальный комплекс гермокамер с управляемой средой обитания - знаменитые "бочки" дают возможность проводить исследования в условиях, максимально приближенных к реальным условиям длительного пилотируемого полета. Так что у ученых будет прекрасная возможность изучить результаты двух годовых полетов - на орбите и наземного. Они шли "на параллелях". И это тоже впервые.

Планируются ли еще годовые полеты? Пока больше нет. Но вариант увеличения длительности полета свыше шести месяцев рассматривается. Восемь месяцев обсуждается, например.

Естественно, инженеров и конструкторов очень интересует взгляд на космическую станцию изнутри: какой она "показалась" за год космонавтам? В одном из своих тассовских сообщений Олег Кононенко рассказал: да, МКС стареет. Но несмотря на то, что срок ее эксплуатации подходит к концу, за состоянием российского сегмента пристально наблюдают. Космонавты практически по всем станционным системам проводили работы, целью которых было выявление и устранение возникающих проблем, продление ресурса оборудования. Они исследовали состояние металла корпусов модулей с использованием специальной аппаратуры. Но проблема станции не только в этом. МКС обрастает "жирком": на борту уже катастрофически не хватает мест хранения.

Взгляд космонавтов, знающих, образно говоря, почем пуд соли на орбите, очень важен. Они не только выполняют сложнейшую работу на орбите, но и выступают как эксперты.

Справка "РГ"

Самый продолжительный в мировой космонавтике полет выполнил россиянин Валерий Поляков с января 1994 года по март 1995 года на орбитальном комплексе "Мир" - 437 суток 17 часов 58 минут 17 секунд.

Следом идет россиянин Сергей Авдеев - 379 суток 14 часов 51 минута 10 секунд с августа 1998 года по август 1999 года . И тоже на "Мире".

Космонавты Владимир Титов и Муса Манаров отработали на "Мире" в 1987-1988-м почти 366 дней.

Мнение

Олег Орлов, академик, директор Института медико-биологических проблем РАН:

- Проведение пилотируемых исследований ближайших объектов Солнечной системы (с перспективой создания внеземных орбитальных комплексов и напланетных баз) - это новый этап освоения человеком космического пространства. До сих пор экипажи летали и летают на орбите Земли. Что называется, "под боком". И вся система медицинского обеспечения построена на возможности возврата, если вдруг возникнет ситуация, угрожающая жизни космонавта. Но межпланетные полеты имеют принципиальные отличия.

Важно в реальных условиях невесомости отработать элементы системы обеспечения будущих межпланетных полетов. Экипаж межпланетного корабля должен быть готов к любым нештатным ситуациям вплоть до проведения на борту хирургических операций. Сейчас это не нужно, ведь МКС летает на земной орбите под постоянным наблюдением и контролем. Другой пример: важно изучить, смогут ли космонавты работать на поверхности той или иной планеты после долгого полета.

Важно в реальных условиях невесомости отработать элементы системы обеспечения будущих межпланетных полетов.

Между тем появились интересные технологические подходы, включая робототехнику. Поэтому необходимо лучше изучить все возможные риски длительной космической экспедиции. Ученые должны разработать надежную систему медицинского обеспечения межпланетных полетов, защиты здоровья космонавтов и астронавтов. Создать задел для обеспечения планетных баз.

Между тем

Экипаж американского корабля Crew Dragon, в который по соглашению о перекрестных полетах входит российский космонавт Александр Горбунов, прибыл на космодром на мысе Канаверал в штате Флорида. Старт миссии Crew-9 к Международной космической станции планируется 26 сентября в 21.05 по московскому времени

Помимо Александра Горбунова в экипаж Crew-9 входит астронавт NASA Ник Хейг. Изначально в команде Crew-9 было, как и всегда, четыре человека. Но сейчас полетят лишь двое, а два пустых кресла, как говорят, заполнят балластом. Все планы пришлось скорректировать из-за необходимости вернуть домой застрявших на МКС астронавтов корабля Boeing Starliner.