Раскрыта тайна происхождения знаменитого венецианского льва

Новое исследование, проведенное междисциплинарной группой ученых из итальянского Университета Падуи, предполагает, что знаменитый венецианский лев мог быть изготовлен в Китае.

Раскрыта тайна происхождения знаменитого венецианского льва
© Российская Газета

Речь идет о статуе, которая украшает одну из двух колонн на площади Сан-Марко в Венеции и которая является одним из символов этого города. Как пишет Arkeonews, в рамках нового исследования был проведен анализ бронзы, из которой изготовлена статуя.

Он показал, что большая часть сплава, вероятно, была произведена в Китае в восьмом веке нашей эры. Вполне возможно, что изначально статую отлили в Китае, потом ее привезли в Венецию, где она была реконструирована с добавлением местных металлов. В результате получился крылатый лев традиционной для Венеции иконографии.

"Лев Венеции происходит от одного из четырех символов, с которыми индивидуально идентифицировались четыре евангелиста, - объясняют исследователи. - Связь Венеции с евангелистом Марком повлекла за собой символическое принятие городом лагуны льва Марка, элемента, который визуально идентифицировал автора одного из четырех Евангелий".

Они подчеркивают, что на оригинальном гербе Венеции лев держит в лапах Евангелие, на котором на латыни написаны слова: "Мир тебе, Марк, мой евангелист". Это был покровитель Венеции.

Кроме того, крылатый лев символизировал силу и скорость. Однако исследователи подчеркивают, что во многих культурах лев является символом силы, мощи и защиты, в том числе и в Китае.

Многопрофильная группа исследователей, проведя углубленный анализ бронзового сплава скульптуры, связала ее происхождение с торговлей, которая велась по Шелковому пути.

До сих пор считалось, что статуя была создана в Анатолии в раннюю эллинистическую эпоху, примерно в IV веке до нашей эры. Однако исследование изотопов свинца в металлическом сплаве показало, что металл был добыт в нижнем бассейне реки Янцзы на юго-востоке Китая.

Кроме того, повторно был изучен дизайн статуи. Оказалось, что он имеет характерные черты скульптур династии Тан (618-907 гг. н. э.). Более того, исследователи пришли к выводу, что изначально лев был "хранителем гробницы" в Китае в период династии Тан, а уж затем попал в Венецию, где его приспособили под местные нужды.