На Форуме объединенных культур прошла сессия, посвященная ИИ в творчестве

На Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур вновь обсудили проблему искусственного интеллекта. В этом году тему сессии обозначили как "Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет". Вопрос, поставленный перед участниками дискуссии, оказался далеко не новым, но от этого не менее злободневным: "Может ли ИИ заменить человека в творческих профессиях?".

На Форуме объединенных культур прошла сессия, посвященная ИИ в творчестве
© Российская Газета

Панельную дискуссию открыл необычный музыкальный номер - народная артистка РФ Надежда Бабкина выступила дуэтом с российским роботом Арди. Прозвучала песня "Родина моя". Артистка признала опыт интересным, но только в качестве эксперимента.

- Робот не создание Божие, - пояснила она. - У меня программы нет: могу, когда надо, затянуть ноту, когда надо - усилиться. А это все - игра в куклы. Однако надо понимать, что, если мы это не примем, примут другие - и не в нашу пользу.

По мнению специального представителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, развитие ИИ порождает целый ряд юридических и этических проблем, но главная из них лежит в области отношения и восприятия. Искусственный интеллект нужно воспринимать как инструмент и не более, однако на волне интереса к тому, что он делает - пишет музыку, сценарии, создает произведения визуального искусства - существует опасность, что и "человек начнет писать, как машина, если это покупается".

В свою очередь, президент группы компаний CognitiveTechnologies (Россия) Ольга Ускова, которая занимается созданием так называемых Life-critical ИИ, то есть практически полноценных "искусственных мозгов" для самоходной техники, считает, что данные разработки - это уже субъект отношений, поскольку эти системы обладают свободой принятия решений, пусть и в заданных параметрах. Непрофильная разработка ее компании - нейросеть "Ипполит", который помогает ей писать книги, а в Telegram-канале проводит "Ипполитинформации", анализируя политические процессы в мире на недоступном человеку объеме информации.

- И пользователи начинают воспринимать систему как участника диалога, - отмечает Ускова, - люди одушевляют Ипполита, то есть возникает субъектность.

Робот Усковой получил имя в честь героя фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!", поскольку один из разработчиков - горячий поклонник творчества актера Юрия Яковлева. По понятным причинам образ самого Яковлева для облика Ипполита использовать не удалось, однако так называемые дипфейки, то есть синтезированные с помощью ИИ изображения или голос, сегодня можно встретить где угодно - как в индустрии развлечений, так и в мошеннических схемах, кстати.

- Главное отличие искусственного интеллекта от интеллекта - отсутствие алгоритма таланта, поскольку нельзя научить тому, чего сам не знаешь, - отмечает Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала. - Можно надеть дипфейк на статиста, и это будет мертво, потому что нужен актерский талант.

Кстати, сейчас на Первом канале планируется запуск фильма на сюжетной основе знаменитых "Семи самураев" Акиро Куросавы. Эрнст пообещал, что в нем появятся "Владимир Высоцкий 35 лет, Олег Даль 27 лет, Евгений Леонов 54 лет" в исполнении знаменитых российских актеров.

Подводя итоги дискуссии, ее участники, в общем-то, пришли к хрестоматийному: "Если мятеж нельзя предотвратить, его надо возглавить".

- Главное, чтобы через год на наших местах не сидели электронные копии, - заключил Михаил Швыдкой.