Войти в почту

Как бизнес на Урале выполняет гособоронзаказ и помогает бойцам

В последние годы российское машиностроение получило серьезный импульс к развитию, но в то же время столкнулось с рядом сложностей в обеспечении комплектующими, и это обширная ниша для отечественных поставщиков. Уральское предприятие, много лет занимающееся разработкой и внедрением технологий лазерной обработки стали, титановых и алюминиевых сплавов, замещает импорт и создает эксклюзивные изделия для ОПК и гражданского сектора.

Как бизнес на Урале выполняет гособоронзаказ и помогает бойцам
© Российская Газета

- За последние два года мы нарастили объемы производства фактически вдвое, - констатирует генеральный директор Регионального центра лазерных технологий (РЦЛТ) Анатолий Сухов.

На недавнем международном военно-техническом форуме "Армия" вы не только представили свою продукцию, но и организовали и провели круглый стол, где обсуждалось несколько важнейших вопросов, в частности, инновационные технологии и материалы для ОПК.

Анатолий Сухов: Мы участвовали во всех форумах "Армия", с 2015 года. В этом году впервые мероприятие проводилось в закрытом формате, без показов для широкой аудитории - только для профессионалов. Соответствующим был и рабочий настрой. У нас есть ряд изделий оборонной тематики, который постоянно пополняется. Одно из тех, которым мы особенно гордимся, - каркас фазированной антенной решетки (ФАР) радиолокационной станции для фрегата. Это сварная конструкция, габариты которой от трех до четырех метров, в ней более 370 деталей. Мы изготовили несколько ФАР из нержавеющей стали, но затем в ходе модернизации кораблей встала новая задача: антенны РЛС для них должны быть облегченными, чтобы не создавать избыточной нагрузки на мачту. И было принято решение разработать и изготовить их из титана. Для понимания: вариант простой замены одного материала на другой в такой сложной и ответственной конструкции невозможен. Мы в сотрудничестве с заказчиком, специалистами промышленных предприятий, учеными МГУ выполнили серьезные исследования, разработали 3D-модель, изготовили образец и провели полный комплекс испытаний. И вот в январе этого года отгрузили первое готовое изделие.

Это только один пример. Вообще же использование в ОПК лазерных технологий металлообработки - очень перспективное направление, ведь они позволяют не только резать, но и сваривать встык, внахлест и в тавр листы и плиты толщиной 15 миллиметров и более, маркировать, аддитивно выращивать сложные детали, наносить упрочняющие покрытия, наплавлять, выполнять термообработку и т. д.

Государству стоит обратиться к опыту 80-летней давности и выпустить облигационный заем на нужды фронта. Патриотичный бизнес сразу откликнется

Продукция для оборонки - главная составляющая в вашем портфеле заказов?

Анатолий Сухов: Не совсем так. ГОЗ и гражданская продукция находятся в паритете 50/50. Например, высокоточные крупногабаритные изделия на сегодняшний день производятся и выпускаются до 100 тонн ежемесячно. Так, с 2020 года поставляем УЗТМ и "ИЗ-Картэкс" кузова карьерных экскаваторов различных типоразмеров. В 2021 году изготовили самый большой кузов экскаватора ЭКГ-35 размером 14х11х9 метров - это огромная конструкция площадью 150 квадратных метров. Теперь предстоит развивать данную тематику. Для нас это очень серьезный и важный контракт: западная карьерная техника ушла с рынка, и перед нашими производителями открылись большие перспективы.

В России осталось мало производств, способных изготавливать крупные отливки. Можно ли заместить эту продукцию с помощью лазерных технологий?

Анатолий Сухов: Да, например, сейчас мы заканчиваем выполнять очередной контракт на поставку промышленной партии дверей повышенной газоплотности для коксохимического производства ЕВРАЗ НТМК. Традиционно во всем мире эти изделия литые. "Славтяжмаш" на Украине когда-то выпускал около тысячи таких дверей в год для всего СССР: их лили из двух ковшей. Мы же делаем сварные. Дверь должна примыкать очень плотно - с зазором не более 0,1 миллиметра. Учитывая, что ее высота 7 метров, это очень сложная работа, потому что при сварке обычно возникают деформации. Но полсотни штук мы уже изготовили. Вообще же в стране около 50 коксовых батарей, в каждой примерно 60 печей, то есть 120 дверей. Так что рассчитываем на новые заказы.

К слову, мы сформировали собственное конструкторское бюро, по сути, инновационный инжиниринговый центр. То есть новые образцы продукции можем создавать с нуля, начиная с создания 3D-модели, разработки рабочей конструкторской документации и заканчивая запуском в серию.

Знаю, что вы не только выполняете Гособоронзаказ, но и оказываете безвозмездную помощь армии.

Анатолий Сухов: Да, стремимся чем можем помогать нашим бойцам, например, изготавливаем металлические печки-"буржуйки", "кошки" для разминирования, осуществляем ремонт станин, вышедших из строя, и т. д. К сожалению, действующее законодательство сильно сужает возможности бизнеса в этом плане: мы не можем, например, закупить на свои деньги оружие, чтобы передать в зону СВО. На мой взгляд, государству стоило бы сегодня обратиться к опыту 80-летней давности, когда сотрудники предприятия могли перечислять на нужды фронта заработанные за день деньги. Или выпустить государственный облигационный заем - думаю, многие россияне и ответственный, патриотичный бизнес откликнутся сразу.

Ваше предприятие недавно установило в Екатеринбурге стелу в виде ордена Победы. Что это за проект?

Анатолий Сухов: Мы запустили его несколько лет назад вместе с главой администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга. И вот в мае 2024-го мы установили на проспекте Космонавтов пятиметровую стелу, а также реконструировали прилегающий сквер совместно с машиностроительным заводом имени Калинина и ОКБ "Новатор". Можно сказать, это старт празднования 80-летия Победы, которое страна будет отмечать в следующем году. Мы предлагаем запустить в Екатеринбурге, а затем и по всей стране целую программу для школьников и студентов, посвященную Великой Победе: экскурсии по местам памяти в нашем городе, конкурсы видеороликов и презентаций и т. д. У нас в городе очень много мест, связанных с Великой Отечественной войной, и нужно максимально вовлечь молодежь в патриотические акции.

Работе со школьниками и студентами вы традиционно уделяете большое внимание. Какова цель этой активности?

Анатолий Сухов: Приглашая школьников на экскурсии на производство, мы стремимся показать им возможности лазерных технологий, увлечь ребят этой тематикой. Но помимо просветительской ставим, конечно, и более прагматичную цель - обеспечить себя и промышленность Свердловской области перспективными кадрами. Эта проблема сегодня очень остро стоит во всех отраслях, но особенно на производстве. Заводы переманивают друг у друга квалифицированных рабочих и специалистов, и эти "пятнашки" ни к чему хорошему не ведут.

Мы давно пришли к пониманию, что более продуктивно готовить для себя кадры самим, и сильно продвинулись в этом направлении. В частности, получили лицензию на осуществление образовательной деятельности (реализацию программ допобразования и профессионального обучения). В 2022 году открыли Лазерную академию для школьников, спонсировали приобретение необходимого оборудования. На базе ассоциации "Уральский лазерный инновационно-технологический центр" мы организовали Уральский центр подготовки специалистов для высокотехнологичных производств в машиностроении. В этом проекте также участвуют колледж имени И.И. Ползунова, Екатеринбургский политехникум, Уральский политехнический колледж - МЦК и школа № 30. В этом году на нашем предприятии была летняя площадка - технологический лагерь для школьников. Я был поражен, когда узнал, что в профильном 7 "Т" классе все ребята умеют создавать 3D-модели в "Компасе"! В лагере они сами программировали модели ордена Победы и затем изготовили его из фанеры. Ну а потом уже, с помощью наших специалистов, - из металла. Кстати, обе эти модели мы показывали в этом году на "Армии", а в будущем есть идея в качестве поощрения возить на этот форум лучших ребят - победителей конкурса.

На предприятии с 2015 года работает базовая кафедра УрФУ "Лазерные технологии в машиностроении". Это улучшило кадровую ситуацию?

Анатолий Сухов: Да, когда на производство приходят студентами, вырастают здесь, то остаются в коллективе чаще, чем случайным образом оказавшись на предприятии по окончании вуза. Для примера: нынешний начальник бюро гособоронзаказа - первый выпускник нашего бакалавриата.

Но сейчас самые дефицитные сотрудники - квалифицированные рабочие. Я уже говорил, что мы вдвое нарастили выпуск продукции, портфель заказов заполнен на несколько лет вперед, и нужны рабочие руки, чтобы эту программу выполнить. Поэтому мы решили сами готовить персонал, делая ставку на многостаночников, умеющих работать на различном оборудовании. Тем более что мы серьезно обновили парк, приобрели и лазерные, и станки с ЧПУ для традиционной металлообработки - только в этом году запустили три новых обрабатывающих центра.

Так вот, когда набираешь по одному человеку, костяк сформировать сложно. Поэтому год назад мы решили действовать по-другому - подготовить сразу целую группу. Подписали контракты о целевом обучении с колледжем имени Ползунова, студентами и их родителями. Мы оплачиваем их учебу и организуем практику: значительную часть времени ребята проводят у нас на производстве - уже с первого курса трудятся на станках и притом неплохо зарабатывают. А после получения диплома определенное время отработают на предприятии. Конечно, кто-то за четыре года отсеется, но все же, надеюсь, мы получим хорошее пополнение.