В Новосибирской области нашли системный подход к развитию беспилотной авиации

На проходящем в Новосибирске международном форуме технологического развития "Технопром" представлен новый беспилотный летательный аппарат "Журавль", созданный в Институте интеллектуальной робототехники Новосибирского государственного университета (ИИР НГУ). Его отличие от "собратьев" - он способен сам "видеть", а в дальнейшем сможет распознавать местность и выстраивать маршрут самостоятельно.

В Новосибирской области нашли системный подход к развитию беспилотной авиации
© Российская Газета

Ранее с разработкой ознакомились посетители форума "Армия-2024", который состоялся в Подмосковье. Как сообщили в пресс-службе вуза, "Журавль" - один из представителей платформы беспилотных летательных аппаратов, над которой работают в ИИР НГУ. Директор института Алексей Окунев сообщил, что в "Журавле" решены задачи навигации с помощью искусственного интеллекта (ИИ), а точнее - машинного зрения, а также с применением алгоритмов распознавания объектов.

- Аппарат строит свою траекторию полета на основе того, что он "видит", а не по координатам, переданным со спутника. Поэтому БПЛА будет работать даже в случае нестабильного сигнала глобальной спутниковой системы, - пояснил директор ИИР НГУ.

В соревнованиях по ориентированию дронов, состоявшихся в рамках проектно-образовательного интенсива "Архипелаг 2024", беспилотник пролетел по заданной траектории, руководствуясь только собственным техническим зрением. Разработчики видят следующую задачу в увеличении доли ИИ в управлении дроном.

Уже создано несколько экспериментальных образцов, которые отличаются друг от друга по содержанию и функционалу. Но в НГУ считают важным запустить единую платформу, на основе которой можно будет разрабатывать самые разные виды дронов, объединенные общими свойствами.

Развитие сферы БПЛА, сценарии их применения, создание нормативной базы для работы дронов, разработка защитного каркаса для беспилотников, подготовка кадров для новой отрасли - среди ключевых вопросов, обсуждаемых на "Технопроме-2024". По словам министра науки и инновационной политики Новосибирской области Вадима Васильева, в регионе есть все предпосылки для развития отрасли - производственный комплекс, высокотехнологичные компании, сильная научно-образовательная база, малый и средний бизнес, кадровый потенциал, площадки для проведения исследований и испытаний.

Весной этого года распоряжением регионального правительства создан "Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем Новосибирской области". По сути это единый оператор в данной сфере, который разворачивает работу по координации, обеспечению взаимодействия между научным сообществом, производством и сферой образования.

- Внедрение БАС в повседневную эксплуатацию требует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство Российской Федерации, - отметил тогда Вадим Васильев.

Гендиректор научно-производственного центра беспилотных авиационных систем Новосибирской области Тимур Бъядовский подчеркнул, что в сферу интересов НПЦ входят различные направления - это создание среднетяжелых беспилотников, проведение натурных и цифровых испытаний, обучение, разработка интеллектуальных аналитических систем и цифровых двойников.

Участниками проекта стали ведущие авиационные производственные предприятия и образовательные учреждения региона. Среди них - Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), НГУ, Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Сибирский НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина и другие.

- Наш вуз предоставил площадки для размещения резидентов НПЦ. Такое сотрудничество нам очень выгодно: студенты будут близки к индустриальным партнерам, смогут проходить практику и вести проектную деятельность на предприятиях. Кроме того, в нашем вузе есть факультет летательных аппаратов, мы являемся разработчиками элементов БАС. Недавно демонстрировали свою разработку - беспилотник "Сарма" грузоподъемностью чуть более 100 килограммов и с размахом крыла до двенадцати метров. Также занимаемся созданием беспилотников меньшего размера и эффективных электрических машин для БПЛА, - сообщил ректор НГТУ Анатолий Батаев.

Новую дисциплину, связанную с беспилотниками, внедрили в СибГУТИ. Она включает освоение навыков программирования, пилотирования и сборки БПЛА. Как сообщили в медиацентре вуза, также в процессе обучения студенты получат практические навыки 3D-печати, в частности, научатся печатать элементы корпуса квадрокоптера.

- Студенты осваивают навыки пилотирования, программирования, сборки, ремонта коптеров, пайки элементной базы, то есть полностью погружаются в это направление, - отметил старший преподаватель кафедры радиотехнических систем Роман Воробьев. - У нас есть возможность проведения натурных испытаний, есть полигон, где ребята могут проверять и свои изобретения.

Так, студенты работают над проектом антенны для увеличения дальности полета и испытывают ультразвуковую систему локального позиционирования дронов при роевом полете в замкнутом пространстве.

Среди возможных направлений использования БАС в Новосибирской области называют сельское хозяйство, геологоразведку и добычу полезных ископаемых, строительство, лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, сферу развлечений и археологию.

На форуме "Городские технологии", который проходит в рамках "Технопрома-2024", рассматривают возможности БПЛА в городском хозяйстве, а именно их применение в сферах охраны окружающей среды, ЖКХ, различного мониторинга. На форуме представлена беспилотная платформа для уборки улиц и жилых кварталов, разработанная новым предприятием "Робком".

- Это беспилотные гусеничные платформы. Человек может управлять ими удаленно, находясь в теплом помещении, - по-яснил заместитель мэра Новосибирска Максим Останин, уточнив, что дальность действия беспилотника - один километр.

В июле этого года успешно прошли испытания нового робота-мульчера "Саранча", который за считанные минуты справился с высокой травой. Дрон-газонокосилка, как отмечают разработчики, в десять раз эффективнее ручного труда (может заменить десять-пятнадцать человек) и значительно облегчит благоустройство городских территорий.

- Учитывая, что у нас не хватает дорожных рабочих, такие беспилотники могли бы стать подспорьем для содержания зеленых зон в городе, - отметил заместитель начальника управления автомобильных дорог мэрии Новосибирска Евгений Антонов.

Прямая речь

Вадим Васильев, министр науки и инновационной политики Новосибирской области:

- Около десяти-пятнадцати инновационных проектов, в том числе в сфере БАС, получат региональную поддержку. Разработчиком госпрограммы по беспилотникам выступает минпромторг РФ. Мы совместно с коллегами принимали активное участие в ее формировании. Меры поддержки есть и на федеральном, и на региональном уровне. Наши меры - трансфер технологий: мы финансируем пятьдесят процентов затрат, средства предназначены на заказные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.