Линейный ускоритель ЦКП «СКИФ» монтируют под Новосибирском

Специалисты Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН начали монтировать линейный ускоритель. Очередной этап позволит приблизить начало работ с электронным пучком и в целом запуск всего СКИФа. Об этом сегодня рассказал директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров. Он же назвал очередной этап строительства в Кольцово знаменательным событием.

Линейный ускоритель ЦКП «СКИФ» монтируют под Новосибирском
© VN.ru Все новости Новосибирской области

«Это очень знаменательный день. Это первый день, когда вы видите оборудование ускорительно-накопительного комплекса, которое стоит уже по своему месту. Это событие сложно переоценить - ситуация была непростой, вы помните, что с 2022 года были введены санкции стран, на чьи возможности мы надеялись, стоял вопрос о серьезных рисках остановки проекта, но наши участники засучили рукава и разработали оборудование, которое еще не делалось в стране», - рассказал Валерий Бухтияров.

Линейный ускоритель призван произвести пучок и ускорить его до энергии 200 мегаэлектрон-вольт. Затем пучок транспортируется в бустерный синхротрон, где происходит его дальнейшее ускорение до 3000 мегаэлектрон-вольт. Линейный ускоритель и бустерный синхротрон составляют инжекционный комплекс в отдельно стоящем здании, что позволяет работать с пучком электронов без остановки строительства на других объектов.

«Да, идут строительно-монтажные работы, но это стандартная ситуация для например атомных станций. Мы по той же схеме работаем», - объяснил Валерий Бухтияров.

Директор ИЯФ СО РАН, академик РАН Павел Логачев добавил, что началась установка опор оборудования в накопительном кольце, через месяц в инжекционном комплексе планируется установить источники питания, элементы диагностики пучка. Все работы проводятся с высочайшей точностью.

«Поскольку перед нами стоит задача запустить инжекционный комплекс в 2024 году, мы начали его сборку, не дожидаясь окончательной готовности здания инжектора СКИФ. По-другому просто нельзя, каждый день дорог, строители это понимают и идут нам навстречу. Нам необходимо максимально ускорить процесс, но при этом не навредить качеству сборки», - подчеркнул академик Логачев.

В соседнем помещении готовится размещение мощных высокочастотных генераторов-клистронов и высоковольтных импульсных модуляторов, необходимых для обеспечения работы линейного ускорителя. Следующим важным этапом будет сборка основного кольца. К ней приступят как только здание будет соответствовать всем необходимым условиям по температуре, влажности и чистоте.

Фото Натальи Сабанцевой Фото Натальи Сабанцевой Фото Натальи Сабанцевой

Напомним, СКИФ – один из крупнейших проектов в России за последние десятилетия. СКИФ поможет проводить передовые научные исследования в важнейших областях – медицине, сельском хозяйстве, энергетике и многих других. С его помощью ученые выйдут на прорывные открытия и разработки и тем самым ускорят достижение Россией технологического суверенитета. Строительство СКИФ ведётся по Указу Президента России в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты».