Спецкор ТАСС, командир отряда космонавтов Роскосмоса Олег Кононенко рассказал об особенностях систем стыковки на Международной космической станции (МКС), применяющихся для перехода членов экипажей и получения грузов, доставляемых с Земли.
"Системы стыковки позволяют экипажам МКС сменять друг друга на прилетающих пилотируемых кораблях, а также получать с Земли на грузовых кораблях необходимые для жизнедеятельности и работы на МКС продукты питания, воду, расходные материалы и экспериментальное оборудование. Системами стыковки оборудованы все модули МКС и транспортные корабли. Они обеспечивают не только механическое соединение космических объектов, но и внутреннее перемещение космонавтов по МКС", - сказал Кононенко.
Космонавт отметил, что подавляющая часть систем стыковки российского сегмента выполнена по схеме "штырь-конус".
"Принцип работы такой системы заключается в том, что после попадания штанги (штыря) в приемный конус стыковочного узла происходит ее захват стыковочным агрегатом и образуется первичная (временная) механическая связь. После автоматического закрытия крюков и выравнивания плоскостей стыковочных агрегатов образуется вторичная (постоянная) механическая связь, обеспечивающая последующую возможность открытия люков и перемещения космонавтов внутри МКС", - пояснил он.
По словам Кононенко, в функционально-грузовом блоке "Заря" установлена система стыковки, выполненная по схеме "конус-конус" и обеспечивающая состыкованное состояние российского и американского сегментов МКС.
"Такой системой стыковки оборудованы все модули и корабли американского сегмента МКС", - уточнил спецкор ТАСС.