Программистам важна эстетика. Рассказываем, как стилист и режиссёр нашла себя в IT
Рассказываем, как школьница-администратор локальной сети нулевых доросла до коммерческого директора IT-компании и организовала в городе масштабный фестиваль цифровых технологий. Одним она известна как стилист, режиссёр, организатор мероприятий, другим - как человек, лёгкой походкой шагающий по миру IT. Она могла бы полностью посвятить себя режиссуре театрализованных представлений, дизайну и стилю или даже философии, но наша героиня приняла решение проявить себя в мире цифровых технологий. Как она вошла в мир IT, о чём мечтала, какими видит айтишников и ради чего затеяла в родном городе масштабный фестивалей цифровых технологий, мы узнали у Яны Брыш - коммерческого директора IT-компании BITBLAZE, организатора Первого международного фестиваля OM FEST-2024. Яна Брыш - Яна, расскажите, как вы оказались в IT? У вас дипломы совершенно по другим специальностям. - IT увлекаюсь ещё со школы. У меня, наверное, у одной из первых во дворе появился компьютер. Я очень хорошо в нём ориентировалась: могла всем своим друзьям переустановить Windows, чем-нибудь ещё помочь. Это были такие доинтернетные времена, когда были популярны локальные сети, которые строились по районам. Я тогда жила в Амуре, и там строилась локальная сеть под названием "Мелан": витые пары раскидывались между домами и пользователи объединялись между собой. В этой локальной сети можно было общаться. Я была активным её пользователем, затем стала в ней администратором. В 2006 году у нас появился первый интернет-провайдер - "ЭР-Телеком". И как-то так сложилось, что я пришла работать туда. На тот момент в Омском филиале было всего пять человек и они строили вот эти сети. В мои функции сначала входило согласовывать строительство сети, потом я перешла в службу технической поддержки, а затем в коммерческий отдел. Там у меня очень быстро развивалась карьера. По сути, это тоже сфера IT, но по направлению связи. - А как же творчество? Многие знают вас как стилиста... - Параллельно с этим я увлекалась творчеством, в котором тоже по-своему реализовалась. Я вышла замуж, какое-то время занималась детьми и начала специализироваться по направлению стилистики . У меня всегда была идея, что придёт время и будет возможность создать какой-то крутой проект на стыке чего-то высокотехнологичного и эстетичного. Мне кажется, это вообще самые актуальные вещи в мире. Человек всегда стремится двигаться вперёд, к чему-то инновационному, технологичному и всегда стремится к красоте. А в 2019 году я вернулась, можно так сказать, именно в IT-сферу, в компанию "Промобит" (BITBLAZE), где сейчас являюсь коммерческим директором. - Чем сейчас вы занимаетесь в мире информационных технологий? - Моя задача - развивать компанию и бренд,организовывать производственные коммуникации, искать партнёров, оптимизировать производственные, коммерческие вопросы, заниматься маркетингом и продвижением. Принято считать, что в IT нужны только узкоспециализированные программисты, некие заумные айтишники. На самом деле эта область сегодня требует не только разработки сложных продуктов, но и инфраструктуру вокруг сложного технологичного ядра. - О какой именно инфраструктуре вы говорите? - Возьмём IT-компанию, в которой я работаю. Да, там есть программисты, но для создания полноценного продукта имеются и инженеры, и схемотехники, и маркетологи, и отдел продаж, для успешной жизни любой компании необходима инфраструктура. Например, маркетинг в IT, даже простой SMM, он будет совсем другим, не таким, как в каких-то массовых продуктах, требует особых компетенций. Поэтому есть специфика подготовки кадров для IT. Для гуманитарных специалистов она идёт с уклоном, погружением в сферу. Помимо того, что для полноценного функционирования компании нужна вот эта обвязка из неайтишников, но с пониманием IT-индустрии, необходимо развивать и самих пользователей. Их нужно обучать, чтобы те инновационные продукты, которые придуманы разработчиками, могли быть внедрены в жизнь, могли эффективно функционировать. - Яна, вы сказали, что тот же SMM в IT значительно отличается от неайтишных реалий. Поясните, в чём разница? - Нужно понимать то, о чём ты говоришь, о чём рассказываешь пользователям. Профессионалы в любой сфере должны быть внимательны к мелочам, в той же медицине будет своя специфика. Но айтишники, как правило, перфекционисты. Они очень внимательны к корректности формулировок. И на самом деле для них важна эстетика. Необходимо, чтобы было грамотно написано, изложено, была верная пунктуация, чтобы визуал был качественный. На примере подготовки к фестивалю цифровых технологий OM FEST я это ещё раз прочувствовала. При взаимодействии с IT-компаниями стало понятно, что к каждой публикуемой картинке, которая относится к их сфере, внимания будет в 10 раз больше, чем если бы это были ребята из другой профессиональной области. Они очень внимательные и дотошные. - Кстати, о фестивале. Какие ключевые направления или темы будут затронуты на нём? - Нам хочется раскрыть весь спектр применения цифровых технологий на сегодняшний день. Мы выделили основные направления. Это деловая программа для экспертов индустрии, которая включает в себя часть, связанную с цифровыми технологиями. Образовательная, где мы широкой аудитории планируем рассказать о возможностях цифры, её продуктах. Поговорим о саморазвитии, точнее, углубимся в то, как какие-то технологичные решения позволяют человеку быть более эффективным, продуктивным в своей профессиональной сфере. Считаю, очень важно в этом же направлении проговорить об опасениях людей относительного того, что цифровые технологии занимают место человека . Да, какие-то функции автоматизируются и человеческое участие в них нивелируется. Но тут нужно не страдать от того, что именно в данном аспекте его услуги больше не нужны, а адаптироваться и развиваться, чтобы работать с программами, которые эти функции теперь выполняют. Нужно расти профессионально. Саморазвитие - это программа фестиваля об адаптации человека к цифровой реальности. И четвёртое направление - творческое. Любой человек имеет потребность в самореализации, в творчестве. На фестивале мы будем говорить о том, какие возможности для креативных людей открывают цифровые технологии. Сейчас очень развита тема цифрового искусства. Оно обширно применяется в киносъёмках, в игровой индустрии. В ивент-сфере активно используют шоу, связанные с технологичными инсталляциями, видеомэппинг и прочее. - Почему вообще решили за это взяться? - Это моя мечта - провести в Омске что-то такое, что привлечёт внимание большого количества людей. Меня это будоражит. Это круто - придумать повод, чтобы Омск стал привлекательным и замечательным. И вот с цифровыми технологиями получается именно такая история. Этот фестиваль задуман не только для узкого круга людей "в теме", а для широкой аудитории. Именно в таком формате мероприятия в сфере IT я не встречала нигде. Если нам удастся раскрыть концепцию, идею и сделать качественное событие, то это, действительно, может стать каким-то имиджевым, знаковым и регулярным событием для Омска. И Омск ежегодно будет звучать в инновационном, креативном контексте. Мне кажется, это классно. - Когда вы озвучили свою идею партнёрам, вас сразу поддержали или пришлось убеждать? - Наверное, несколько лет мы с Максимом ( Максим Копосов , директор IT-компании BITBLAZE - прим. ред. ) обсуждали эту тему. Я ему говорила, что было бы классно сделать такое мощное событие на весь Омск. Он отвечал, что да, классно, но это было больше моральное одобрение, чем знак к действию. В прошлом году мне удалось предложить эту идею министру цифрового развития и связи Омской области Денису Цуканову, и он сказал, что надо подготовить презентацию. Тут и начался какой-то переход от идеи к действию. Затем к проекту подключился ряд IT-компаний города. И сейчас сохраняется общее настроение, что это интересная задумка, крутая идея, но в тоже время я наблюдаю, что не все верят в масштаб. Они говорят, что это слишком широкий размах. Этот фестиваль требует очень много ресурсов, много работы над ним. Тем, кто хочет участвовать, приходится сейчас выкладываться. Просто отсидеться не получится. - Как вы оцениваете потенциальную аудиторию и интерес к фестивалю со стороны IT-специалистов, студентов, широкой аудитории? - Сейчас я могу оценить только на основании обратной связи, которую имею. В целом интерес к нему есть у всех слоёв, которые вы перечислили: и у IT-специалистов, и у молодёжи. Считаю, если получится сделать всё именно так, как мы задумали, то он будет интересен и для профессионалов, и для массовой аудитории. Мы стараемся работать не только над программой для специалистов, но и для молодёжи, студентов, школьников. Кстати, вот здесь, в сквере Дзержинского, 1 сентября будет одна из точек фестиваля . В целом мы ожидаем участников из городов России, Киргизии, Белоруссии. - Какие вызовы вы видите в организации этого события? - Здесь вызовы на разных уровнях. Есть внутренний - для города и есть внешний. Последний - это сделать действительно интересное и качественное событие, чтобы на него хотелось приехать не потому, что тебя работодатель заставил, а искренне, по собственному желанию. Приехать и не разочароваться, получить качественный продукт, приятно провести время, чтобы город произвёл хорошее впечатление, чтобы сюда захотелось вернуться. А внутренний вызов - в том, чтобы объединиться. Это очень сложно. У нас есть много компаний, вузов, личностей. Уже много кто задействован в проекте. Он уже интересен тем, что объединяет разные слои, но есть такой момент - люди не привыкли делать что-то вместе. Да, есть небольшие сообщества, но тут надо зайти в большой формат сотрудничества, и это непросто. Если мы это сделаем, то сможем повысить репутацию нашего города. - Какие риски существуют и как их можно минимизировать, преодолеть? - Много разных рисков, и мы стараемся их предусматривать. Но есть то, на что мы практически не можем повлиять - погода. У нас есть ряд мероприятий на уличных площадках. Например, 7 сентября на территории Сибирского кадетского корпуса планируем сделать фиджитал-шоу. Это трудоёмкая, интересная, впечатляющая история, но на свежем воздухе. Если погода испортится и пойдёт дождь, то люди просто не придут. Никакие навесы, помещения не выманят их из дома, чтобы к тебе приехать. И все старания будут зря. Вот в этом, конечно, самый главный риск. - Какие смелые идеи у вас были, связанные с фестивалем, и удаётся ли их реализовать? - Наверно, самая смелая идея - это сделать open-air, шоу-площадку на базе аэропорта "Фёдоровка". В этом году этот замысел не удастся реализовать. Вообще, цифровые технологии могут преобразить пространство и подтолкнуть людей взглянуть на городские локации с другой стороны. У нас в Омске есть определённые места, которые воспринимаются негативно. Вот хотелось с помощью цифры их преобразить, чтобы на них посмотрели по-новому. Но пока с этой историей не получилось масштабно развернуться. Все эти технологии очень сложны, не так всё просто организовать, и по щелчку пальцев не делается. Однако на нескольких локациях города получится что-то показать. В Политехе я познакомилась с доцентом, кандидатом педагогических наук Таисьей Васильевной Макаровой. Она рассказала, что у неё много лет назад была мечта - сделать конкурс мэппинга на Тарских воротах. По ряду причин такой возможности у неё не было. И в рамках фестиваля эту мечту удалось осуществить, конкурс будет проведён. Это вдохновляет. - А если бы у вас была возможность пригласить на фестиваль технологического гуру, который на самой высшей ступени стоит, кого бы вы пригласили? Кого бы вы хотели видеть на фестивале? - Ох, ну если честно, мне было бы интересно не столько именно технологического гуру пригласить, сколько, например, учёную в области нейронауки, психолингвистики и теории сознанияТатьяну Владимировну Черниговскую. Она проводит исследование о том, как пользовательские цифровые технологии влияют на молодёжь, детей, насколько они отличаются от старшего поколения в плане мировосприятия, развития своих личностных компетенций и что это за собой несёт. Было бы интересно её послушать и сознательно подойти к этому вопросу. Если говорить о более технологичных спикерах, руководителях компаний, то пригласила бы Илона Маска. У него суперинновационная компания, которая двигается за пределы Земли. Было бы интересно понять, как он видит мир, чем руководствуется, к чему ещё стремится. Это бы понравилось и техническим специалистам, и широкой аудитории. Недавно мы заглянули в гости к сибирскому художнику Дамиру Муратову и посмотрели изображения , которые он создал в поддержку готовящегося фестиваля. Фестиваль цифровых технологий OM FEST состоится в Омске с 31 августа по 8 сентября. В рамках события пройдёт нейровыставка, DJ-битва, IT-пикник и Digital-шоу. Он объединит лидеров отрасли, молодых специалистов и всех интересующихся темой цифровых технологий. Мир информационных технологий может быть разным, как и те, кто работает в этой сфере. Как живётся и работается айтишникам, читайте в нашей рубрике "Войти в IT" . Фото: Илья Петров