Игорь Володин: «Не только зарабатывать деньги, а и менять жизни людей»
Цифровизация и информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни человека. В том числе и здоровья. Обсуждается это в том числе и на государственном уровне. Например, весной правительство России утвердило стратегическое направление цифровой трансформации здравоохранения. В его рамках будут применяться «сквозные» цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта. О перспективах развития направления HealthTech и своем опыте создания приложения по работе с коучами здоровья, а также работе в проекте по интервальному голоданию, рассказал Игорь Володин, продакт-менеджер в сфере IT.
Игорь, вы уже больше четырех лет работаете продакт-менеджером в проектах, связанных со здоровьем. Почему с каждым днем HealthTech становится все популярнее?
Я думаю, одной из причин является то, что благосостояние людей всё больше позволяет им следить за своим здоровьем. В результате повышается средняя продолжительность жизни, а с этим растет и интерес к здоровью и долголетию. Другой аспект касается технологий — они демократизировали множество сфер жизни, в том числе и здравоохранение. Под этим я понимаю повышение доступности информации и решений, касающихся здоровья. Благодаря технологиям изменился подход к работе со здоровьем, увеличился уровень персонализации, эффективности и скорость распознавания проблем. Учитывая эти аспекты, а также принимая во внимание, что люди всегда будут стремиться жить здорово, инвесторы начали строить прогнозы и понимать, что данная сфера имеет огромный потенциал, а спрос уже подтвержден. Теперь вопрос только в решениях, которые будут предлагаться пользователям.
К слову об инвесторах, в приложении для интервального голодания вы смогли наладить процесс вовлечения пользователей и повысить их интерес к приложению. Это позволило стартапу и дальше получать деньги на проект. Почему вы акцентировали внимание именно на вовлеченности?
Если посмотреть на проекты со стороны инвесторов, то они хотят вложить определенные ресурсы в проект и через какое-то время получить прибыль. Стартап — это рискованные инвестиции с потенциалом значительного роста. Инвестор вкладывает деньги, стартап растет и увеличивает свою стоимость, либо начинает приносить прибыль и будет ее увеличивать. Основные показатели успеха стартапа — удержание, то есть ретеншн и вовлеченность пользователей. Иными словами, это показатель того, как много людей возвращается к продукту через определенное время. Это указывает на то, что пользователи действительно оценили свой запрос и возвращаются, что они продлят подписку и на них не нужно будет тратить рекламные бюджеты, чтобы привлечь заново. Все это сигнализирует, что продукт качественный, и если вложиться в него, то можно со временем получить больше прибыли.
А как вы обнаружили проблему, и как можно еще больше вовлечь пользователей, которые и так заинтересованы в своем здоровье?
Для начала я бы отметил, что есть два типа людей: те, кто интересуется своим здоровьем — это почти все — и те, кто готов поддерживать или улучшать своё состояние. Примерно это мы и наблюдали в нашем сервисе, который помогает пользователям с интервальным голоданием. В нашем приложении люди отмечают свой вес. Мы заметили, что достаточно быстро человек выходит на плато, когда вес не меняется. Это обусловлено рядом причин. Например, сначала из организма легко уходит вода, что дает быстрый результат, а затем процесс замедляется. Либо происходит замена жира на мышцы, что может даже привести к увеличению веса. Люди видели основным индикатором и источником мотивации уменьшение веса и сталкивались с естественным барьером. Мы задумались, как отвлечь пользователя от эффекта плато и как еще можно показать его успехи и поддержать мотивацию. Тогда мы придумали создать список задач для повышения вовлечения пользователя, например, выпить воды, прочитать полезную информацию и другие. Так мы смогли создать параллельную историю достижения цели с мелкими шагами и радостью от их выполнения. В интервью пользователи отмечали другие свои успехи, кроме снижения веса: улучшилось дыхание, ушла одышка, стало легче засыпать и т.д. Эти факторы мы тоже внесли в список в качестве мини-заданий. Благодаря этому вовлечение пользователей значительно выросло, а созданный сначала мной список задач начал превращаться в более системный инструмент.
Направлению HealthTech сейчас уделяют внимание на государственном уровне. Почему, как считаете?
Я не являюсь госслужащим, но хочу поделиться своими размышлениями. Я бы посмотрел на государство как на большую компанию с населением в виде сотрудников. Руководителям важно, чтобы бизнес рос и развивался, принося прибыль для дальнейшего развития. Чем счастливее и здоровее сотрудники, тем более эффективно они работают. Таким образом, с помощью Health Tech-инициатив можно увеличить эффективность и производительность. Такие проекты — это не просто разработка приложений или зарабатывание денег. Это возможность напрямую влиять на жизни людей, что придает направлению особое значение и накладывает большую ответственность на разработчиков. Проекты в области здоровья — это не просто продукт для продажи, а инструмент для улучшения жизни людей, что является частью социальной ответственности государства.
А у разработчиков какая мотивация создавать HealthTech-продукты?
Лично я вижу большой смысл в этой деятельности на общечеловеческом уровне — мне нравится менять жизнь людей в лучшую сторону. Я вижу в этой области возможность помочь людям узнать то, что знают эксперты, и применить это в жизни. Благодаря технологиям это становится доступным для большого количества людей и за небольшую плату. В результате у меня складывается картина, где жизнь вокруг становится лучше. В том числе и моя. Кроме того, я вижу большой потенциал в области технологий и разработки — это интересное развитие и изучение. Здесь есть место для инноваций, сложные задачи и нет готовых решений. Например, как измерять уровень глюкозы без забора крови, чтобы создавать автоматический мониторинг данных, которые могут быть критически важны для людей с диабетом. Или как на основе данных предсказывать те или иные заболевания. Все это создает интерес для разработчиков, продакт-менеджеров и других специалистов, выбирающих направление Health Tech.
У вас есть кейс с крупной европейской корпорацией Holland & Barrett. Вы протестировали гипотезы и сумели найти инструменты для значительного расширения аудитории. В чем были особенности проекта?
Holland & Barrett — крупная корпорация в Англии и Европе, владеющая сетью магазинов с продуктами для здоровья — от БАДов и чаев до протеинов и ДНК-тестов. Компания успешно работала на этом рынке, но столкнулась с ограничениями по численности своей аудитории, состоящей в основном из пожилых людей, которые активно возвращаются за продукцией. Компания решила расширяться и привлекать молодую аудиторию, которая все чаще интересуется вопросами здоровья. Для этого они приобрели стартап, помогающий людям решать проблемы со здоровьем с помощью информации. Для интеграции проекта была нанята консалтинговая компания, разработавшая стратегию на несколько лет и давшая общие рекомендации по началу работы. Я присоединился к команде в этот момент. Одной из сложностей было воплощение стратегии с небольшой командой без отлаженных процессов. К этому добавились культурные различия в ведении бизнеса — они редко говорят прямо, что думают, и часто представляют идеи, которые пока неясно как реализовать.
Мне удалось выстроить процессы разработки, протестировать три направления из согласованной стратегии, быстро запустив MVP, выявить новые данные, собрать отдельные команды под направления и создать новую стратегию для дальнейшей проверки рынком. К сожалению, проект был заморожен летом 2022 года, так как большая часть разработки велась в России, и международная обстановка не позволяла продолжать работу в обычном режиме. Недавно я узнал, что проект перезапускается, используя те идеи и знания, которые мы успели проверить и сформулировать. Это особенность работы в стартапах — учиться на гипотезах и не зацикливаться на неудачах.
Пример компании показывает, как технологии помогают большой оффлайн-корпорации вырасти еще больше. Именно в этом заключается роль продакт-менеджера — показать точки роста, даже когда кажется, что все вершины уже взяты?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сейчас на рынке продакт-менеджерам часто поручают задачи, которые не решаются другими ролями в компании. Также эта роль делится на разные направления в зависимости от запросов и объема работ: маркетинг-продакт, growth-продакт, технический продакт-менеджер, менеджер опыта и удовлетворенности пользователей и другие. Продакт-менеджер действительно может находить точки роста за счет продукта, генерируя новые идеи, инновации и технологии. Если бизнесу нужно искать точки роста, продакт-менеджер, особенно growth-продакт, может в этом помочь. Их роль критична в таких случаях. Они берут на себя задачи по быстрой проверке гипотез, оптимизации ресурсов и внедрению MVP. Это позволяет компании быстро адаптироваться к изменениям на рынке и предлагать пользователям ценные продукты. Это не только поддерживает текущие позиции компании, но и открывает новые направления для роста. В случае с Holland & Barrett использование IT-решений позволило быстро выйти на новую аудиторию с новым продуктом, что в перспективе может принести значительный рост.
Какие вы видите перспективы у HealthTech в целом? Куда движется это направление?
Вижу много нерешенных вопросов, связанных со здоровьем, что открывает большие перспективы. Если говорить о направлениях развития HealthTech, можно выделить несколько ключевых областей — это сбор и анализ данных для превентивной медицины, то есть использование носимых устройств и периодических чекапов позволяет выявлять потенциальные проблемы здоровья заранее, без активного участия человека. Также это персонализация — индивидуальные особенности здоровья создают пространство для улучшения средств помощи. Технологии позволяют разрабатывать персонализированные диеты, рекомендации по режиму сна и физическим нагрузкам. И демократизация — быстрое развитие и распространение технологий и стартапов важно для сферы здравоохранения. Большое значение здесь имеют разработки в области ИИ, создающие помощников, заменяющих людей (консультанты или поддерживающие боты), ускоряющие процессы и удешевляющие анализы, например, для обнаружения раковых клеток.
Появление ИИ для помощи людям кажется закономерным. Сейчас накопилось столько информации о здоровье, что одному человеку не хватит времени, чтобы все выучить и стать хорошим терапевтом. Сервисы, помогающие искать информацию, анализировать данные и находить паттерны у людей, предсказывать потенциальные проблемы, могут значительно улучшить качество жизни, делая ее более здоровой и счастливой.