Эксперты: "ВКонтакте" и Telegram - главные фейковые площадки Рунета

По данным исследования АНО "Диалог Регионы", с которым ознакомилась "РГ", в первой половине 2024 года в российском медиапространстве преобладают фейки на социально-экономические темы - сегодня они составляют 21% от общего числа недостоверной информации. Самый большой рост числа фейков на эту тему наблюдается в мессенджере Telegram - на 93%.

Эксперты: "ВКонтакте" и Telegram - главные фейковые площадки Рунета
© Российская Газета

При этом по общему числу фейков лидирует "ВКонтакте", на эту соцсеть приходится сегодня 31% фейковых сообщений, на втором месте - Telegram с 26%, замыкают тройку "Одноклассники" с 20% фейков.

Исследователи полагают, что количество фейков коррелирует с размером аудитории платформы и количеством публикуемого там контента.

Однако отметим, что, по данным Brand Analytics за октябрь 2023 года, в Telegram было зафиксировано 933 млн сообщений, во "ВКонтакте" 414,2 млн, а в "Одноклассниках" - 67,8 млн сообщений.

Среди значимых фейковых трендов первой половины 2024 года - локальные новости о дефиците товаров и рост числа недостоверной информации, связанной с угрозами разрушения социальной инфраструктуры и сферой дорожного транспорта.

Любые сообщения, распространяемые якобы от имени чиновников или региональных властей, необходимо проверять в официальных источниках

Эксперты АНО "Диалог Регионы" выделяют несколько ключевых тем для фейков. Во-первых, это тема СВО. Здесь наиболее популярными стали фейки о военных преступлениях (20%), международной повестке (16%) и провокациях со стороны Украины (10%). Однако количество подобных публикаций продолжает снижаться.

Недостоверные новости продолжают активно распространяться в сфере здравоохранения. В первой половине 2024 года в этой категории было выявлено 107 ложных информационных поводов и 182 тысячи их копий, набравших 30,9 миллиона просмотров. Лидерами по количеству фейковых инфоповодов в этом году стали сообщения, связанные с эпидемиями и вспышками инфекционных заболеваний (21%), данными о заболеваниях (21%), в том числе основанных на конспирологических теориях. Также в первой половине 2024 года более чем на 40% увеличилось число уникальных фейков в сфере информационных технологий. 90 уникальных ложных сообщений, распространившихся в сети, собрали 141,3 миллиона просмотров. В число самых популярных фейков вошли дубликаты официальных страниц, сайтов и приложений (32%), фейки о работе электронных сервисов (15%) и недостоверные сведения, связанные с новостной повесткой (11%).

Детекция фейков - это трудная работа руками, отмечает член Совета при президенте РФ по правам человека, член правления РОЦИТ Игорь Ашманов. "Автоматически фейк распознать нельзя - машина не может пойти в реальный мир и проверить, правда ли написана. Разве что потом, когда фейк детектирован, можно попробовать построить автоматическое отслеживание его перепостов и дублей. Это реально, но тоже требует довольно сложный технологий и серверной мощности. А, значит, сама детекция фейков - это всегда малая выборка из реального объема фейков и вбросов", - поясняет эксперт.

К оценкам лидерства по фейкам среди платформ следует относиться с осторожностью, полагает глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. "Мы фиксируем, что многие фейки оригинально появляются в Tik Tok, WhatsApp, YouTube, а далее уже в разных видах и формах сюжет переходит на другие платформы. Если речь идет о количественных показателях, то в лидерах, конечно, будут "ВКонтакте", "Одноклассники", Telegram, Tik Tok. Если говорить об уровне воздействия, то скорее в лидерах будет WhatsApp для взрослой аудитории, Tik Tok для молодежной, Telegram для тех, кто следит за событийной и новостной повесткой. Но все это так или иначе субъективная оценка", - уверена она. Мизулина отмечает, что ключевой в борьбе с фейками является работа по "своевременному предоставлению гражданам достоверной информации на ту или иную тему, разъяснительная работа по волнующим темам, а также оперативное опровержение недостоверной информации".

Всегда перепроверяйте официальные источники информации, говорит советник гендиректора АНО "Диалог Регионы" Тихон Макаров. Все официальные лица сейчас представлены в соцсетях и Telegram. Всегда смотрите на первоисточник. И если в анонимных пабликах появляются подобные те или иные видео, а в официальных каналах их нет - это повод задуматься.