Войти в почту

В Новосибирске разработали устройство для навигации незрячих

НОВОСИБИРСК, 25 июля. /ТАСС/. Ученые Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разработали устройство для навигации незрячих людей, которое позволяет определять расстояние до препятствия в диапазоне 4 м, а также его тип. Об этом ТАСС сообщили в Минобрнауки РФ.

"В Новосибирском государственном техническом университете разработали отечественный помощник для людей с нарушениями зрения, который позволяет определять не только расстояние до препятствия в диапазоне 4 м, но и тип препятствия с приоритезацией по степени опасности, сигнализируя об опасности при помощи вибрации и голосового оповещения", - сообщили в министерстве.

Проект реализуется в рамках направления "Высокотехнологичное медицинское оборудование" программы "Приоритет 2030", участником которой является НГТУ. Руководитель проекта Андрей Никулин отмечает, что для незрячих людей важно любое устройство, которое позволяет ориентироваться в пространстве, особенно с учетом того, что погодные условия и неровности ландшафта могут создавать дополнительные препятствия. "Обычно люди с нарушениями зрения используют белую трость, но она имеет свои ограничения: "видимость" пространства ограничивается длиной, а быстрая ходьба с использованием трости представляет собой особо сложную задачу. Целью нашего устройства является помощь незрячим людям в таких ситуациях. Форма специально разработана так, чтобы обеспечивать комфорт в использовании - оно удобно лежит в руке и оперативно реагирует на все виды препятствий, что позволяет сохранить свободу и скорость движений", - цитирует его министерство.

Устройство оснащено двумя типами датчиков, что позволяет ему работать сразу в двух физических средах (звук и свет), таким образом достигается высокая точность детектирования препятствия, что повышает безопасность пользователя. Данные с датчиков агрегируются в управляющем процессоре, в нем же принимается решение - о каком типе опасности в первую очередь сообщить пользователю: устройство определяет наиболее критичные угрозы для пользователя, например, впереди одновременно и яма, и нависающие ветви. В приоритетном порядке устройство сначала уведомляет о более опасной угрозе, в данном случае - яме, и сразу после этого информирует о менее опасной - ветках.

Особенности устройства

По словам разработчиков, пользовательский опыт показывает, что вибрация для незрячих людей - это один из самых комфортных способов получения информации о внешнем мире, поэтому одной из главных задач было создать устройство с вибрационной обратной связью. Принцип работы достаточно прост: чем ближе объект-препятствие, тем сильнее вибрационная обратная связь устройства, а голосовые оповещения дополнительно сообщают пользователю о типе препятствия, создающего опасность.

Конструкция позволяет использовать изделие в любой руке. Расположение датчиков позволяет охватывать весь спектр территории вокруг пользователя на расстоянии от 10 см до 4 м, а также классифицировать разные виды препятствий: лестницы и ямы, а также нависающие препятствия. Система навигации абсолютно автономна: данные устройство работает самостоятельно без подключения к телефону, GPS, Bluetooth или Wi-Fi.

Аккумулятор помощника по зрению может обеспечить до 10 часов активной работы, а также до 300 часов работы в режиме ожидания - по истечении заряда придет вибрационное сообщение, сигнализирующее о необходимости подзарядки. Эргономика прибора позволяет легко находить разъем и ставить устройство на зарядку. Благодаря компактным размерам и продолжительному времени работы, пользователь может свободно передвигаться с ним в течение дня, что делает помощник удобным для ежедневного использования.

Зарубежные аналоги обладают узкой диаграммой направленности с возможностью измерить только расстояния до объекта. Уникальное устройство новосибирских разработчиков имеет два явных отличия: удобную инновационную форму помощника, а также получение информации о дальности и типе препятствий впереди, что позволяет использовать устройство во время движения с комфортной скоростью без специальных остановок.