"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения
В год 50-летия БАМа рожденный вслед за ним Иркутский институт железнодорожного транспорта (ныне - Иркутский государственный университет путей сообщения) переживает второе рождение - в цифре и совместных проектах с индустриальными партнерами.
Об этом ректор ИрГУПС Сергей Трофимов рассказал на встрече с журналистами федеральных и региональных СМИ, куда была приглашена и "Российская газета".
Заметим для начала: в 600-тысячном Иркутске двенадцать вузов, включая медицинский и аграрный университеты, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Байкальский государственный университет, иркутский филиал МГТУ гражданской авиации и даже свой филиал ВГИКа. В их окружении - более 25 колледжей и средних специальных учебных заведений. А еще, конечно, Академгородок в юго-западной части города, на левом берегу Ангары, где компактно собрана дюжина академических НИИ, образующих Иркутский научный центр Сибирского отделения РАН.
Фото: Александр Емельяненков
Но именно Иркутский государственный университет путей сообщения стал отправным пунктом нового маршрута научно-популярного туризма, который активно развивают в рамках одноименной инициативы Десятилетия науки и технологий.
"Идёт юбилейный год БАМа, реализуется проект "БАМ 2.0" - знаковая ветка развития инфраструктуры. Поэтому мы начали с правильной точки отсчёта - с Иркутска и с Иркутского государственного университета путей сообщения", - объяснила такой выбор генеральный директор АНО "Национальные приоритеты" София Малявина. Этот университет, по ее словам, "сосредоточил в себе науку и всегда находится на острие".
Ректор ИрГУПС Сергей Трофимов в беседе с "РГ" подтвердил, что их вуз обрел самостоятельность и стал активно развиваться с началом строительства БАМа.
"В июле 1975 года был издан приказ Министерства путей сообщения. Стояла задача обеспечить кадровое и научно-техническое сопровождение развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. И мы с этим справляемся…"
Ежегодно университет выпускает около двух тысяч специалистов, и 9 из каждых 10 устраиваются на предприятия реального сектора экономики, утверждает Трофимов. Куда именно? Строительство и эксплуатация железных дорог, мостов и тоннелей, системы обеспечения движения поездов и ещё 18 направлений, где находят применение своим знаниям выпускники Иркутского университета путей сообщения.
"Мы активно участвуем в развитии проекта "БАМ 2.0", - продолжил ректор и рассказал о передовых научных разработках своего коллектива. Учёные, они же и преподаватели ИрГУПС, вовлечены в строительство второго Северомуйского тоннеля, а это самый сложный технический объект всей магистрали. Тоннель прокладывается в рифтовой зоне, где сложная ситуация с водоотведением. В университете разработали технологию, которая позволяет не останавливать эксплуатацию железнодорожных путей на время строительных работ.
Фото: Александр Емельяненков
Другой пример - Академический мост в самом Иркутске. Он построен на участке, где пролегает геологический разлом, что изначально повышало риски от сейсмического воздействия. Учёные ИрГУПС принимали участие в создании технологии, которая позволила минимизировать потенциальные угрозы и построить мостовой переход в нужном для этого месте. Теперь и другие мосты в Иркутской области оборудованы аналогичными системами.
В университетском Центре инновационного фундаментального развития и акселерации - сокращенно "ЦИФРА" - нам продемонстрировали практические разработки, которые ведутся здесь с участием ученых, преподавателей и студентов в интересах компании "РЖД" и региональных партнеров. Показали, например, как работают и чем полезны тренажер слесаря подвижного состава и симулятор локомотивной бригады электровоза "Ермак", созданные с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности.
Фото: Александр Емельяненков
А цифровой двойник мостового сооружения и его практический функционал руководитель стартап-школы "ЦИФРА", доктор технических наук Евгений Дульский и доцент кафедры "Электроподвижной состав" Павел Иванов продемонстрировали на действующей модели.
Коллеги Иванова и Дульского рассказали о предложенной ими технологии ускоренной сушки и охлаждения электрооборудования - в частности, изоляции тяговых двигателей. А затем показали уже собранную установку, которая позволяет в условиях депо или завода в десять раз сократить сроки ремонта, в четыре раза снизить затраты на электроэнергию и при этом повысить надёжность изоляции после сушки. В 2023 году этот проект получил премию правительства РФ в сфере науки и техники среди молодых ученых. А предложенный метод уже внедрен на заводе по ремонту локомотивов и вагонов в Улан-Уде.
Доктор технических наук и профессор ИрГУПС Сергей Круглов показал на действующем прототипе практически готовую к внедрению адаптивную систему управления мостовым краном.
Фото: Александр Емельяненков.
"Она позволяет в считанные секунды погасить колебания груза на подвесе, которые неизбежно возникают при его перемещении, могут усиливаться и осложняться под действием ветра, - поясняет профессор Круглов. - Даже очень опытному крановщику требуется время и навык, чтобы груз оказался в заданной точке на заданной высоте. А разработанная нами программа справляется с этим сама, без участия оператора крана: мгновенно все учитывает - вес перемещаемого предмета, длину подвеса, отклонение, ветровую нагрузку - и быстро, двумя-тремя движениями, гасит колебания…"
Еще в одной лаборатории университета, где занимаются в том числе системами диагностики, наше внимание привлек микродозовой рентгеновский дефектоскоп, созданный сотрудниками лаборатории. Толщина исследуемых с его помощью стальных деталей - от 15 до 50 миллиметров, а уровень радиационного поля на расстоянии 10 сантиметров не превышает естественный радиационный фон. Понять, как это работает, помогала кандидат технических наук, доцент Ольга Никонович.
Фото: Александр Емельяненков
Чтобы создать такой малогабаритный рентгеновский аппарат и работать с ним без специальных средств защиты, потребовалось собрать воедино "новейшие достижения в области наносекундной сильноточной электроники, физики ускорителей плотных электронных пучков, физики взаимодействия импульсного рентгеновского излучения с веществом, космического радиационного излучения и электромагнитной совместимости микропроцессорной техники с узлами сильноточной наносекундной электроники".
Фото: Александр Емельяненков
Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников, который вместе с ректором ИрГУПС приветствовал в его стенах пионеров нового научно-популярного маршрута, выразил надежду, что совместная работа в рамках нацпроекта "Наука и университеты" будет способствовать продвижению научно-образовательной деятельности вуза и региона в целом.
А генеральный директор АНО "Национальные приоритеты" София Малявина, предваряя подписание рамочного соглашения с правительством Иркутской области, в свою очередь пообещала, что география научно-популярных маршрутов будет неуклонно расширяться.
Фото: Александр Емельяненков
"Недавно для путешественников появилась новая точка научного туризма в Ленинградской области, а в Республике Башкортостан стали доступны девять новых маршрутов, - сообщила она. - Развитие научно-популярного туризма - важное направление Десятилетия науки и технологий, которое открывает уникальную возможность для туристов увидеть ранее недоступное для широкой аудитории. Маршруты Иркутской области представляют для научных путешественников отличный синтез природных и научных объектов, открытых к изучению".
Подтверждением этих слов стала возможность вслед за ИрГУПС познакомиться с работой Байкальской астрофизической обсерватории, посетить Биологическую станцию Иркутского государственного университета в поселке Большие Ко́ты на берегу Байкала, а затем и лаборатории Научно-исследовательского института биологии в стенах самого ИГУ.
Финальной точкой нашего маршрута стало посещение Иркутского авиационного завода, который в год своего 90-летия готовит яркую премьеру: полностью российский среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 - с российским двигателем ПД-14 и всеми комплектующими.
Об этом и других впечатлениях на байкальском маршруте - в ближайших публикациях "РГ".
Официально
Все маршруты сойдутся в "Сириусе"
Маршруты научно-популярного туризма с опорой на организации-участники национального проекта "Наука и университеты" разрабатываются в рамках объявленного президентом России Десятилетия науки и технологий (2022 - 2031 годы). К этому дню запущено 70 эксклюзивных маршрутов в 19 регионах страны. Отправиться в увлекательное путешествие можно в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Пермском и Краснодарском краях, в республиках Башкортастан, Крым, Татарстан, Чеченской Республике, в Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Томской и Челябинской областях. Эти маршруты доступны для желающих на сайтах Наука.рф и Science-ID.
Среди задач тематического Десятилетия - привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи. 20-22 ноября 2024 года на федеральной территории "Сириус" состоится ключевое ежегодное мероприятие - IV Конгресс молодых ученых. А в преддверии очередного конгресса запланировано проведение мероприятий-спутников. Они пройдут в Мурманской области (15-17 августа 2024 года), Республике Дагестан (18-20 сентября 2024 года), а также на Федеральной территории "Сириус" (26-28 сентября 2024 года). Кроме того, мероприятия-спутники состоятся в августе этого года в Нижегородской области и в октябре - в Татарстане.