Мнение рынка: кто совершеннее — человек или ИИ

На Петербургском международном экономическом форуме эксперты обсудили вопросы использования нейросетей в рамках сессии: «ИИ и нейросети: замена креаторам или новый инструмент?». Представители из D.Lab, Okkam Creative, Looky, Московского музея современного искусства и Национального фонда предпринимательства в области цифрового контента рассказали о перспективах использования нейросетей в креативной сфере, как заказчики воспринимают ИИ и взглядом на вопрос — заменят ли роботы креаторов.

Мнение рынка: кто совершеннее — человек или ИИ
© Sostav.ru

На что способен ИИ в креативной сфереНедавно с помощью технологий ИИ удалось восстановить большой арсенал утерянных арт-объектов; во времена ВОВ все думали, что это искусство утрачено навсегда, но сквозь года получилось показать миру то, что не видело целое поколение. Как ещё нейросети помогают в полезных культурных делах — рассказал Василий Церетели.

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства:

Например, в музее Прадо нейросети используют для атрибутики, то есть поиска — если работа была создана Рафаэлем или его студентами, и вот во многих таких вещах нейросети могут помочь. Я думаю, будущее за тем, что в храме много утерянных фресок; ИИ помогает в реставрации, восстановлении памятников. Думаю, мы увидим в ближайшее время — и в музеях тоже — работы, созданные искусственным интеллектом, и это будет очень интересно.

Виктор Рындин рассказал про платформу для дизайнеров Dprofile, где более 30 тыс. диджитал-дизайнеров — преимущественно тех, кто помогает решать задачи бизнеса. В последнее время среди дизайнеров вырос спрос на то, чтобы руководители вводили дополнительные категории отметки ИИ, которые работники применяют, чтобы заказчики могли находить людей, компетентных в работе с ИИ. Большое количество тендеров от крупных компаний появляются с запросом на команды, которые умеют работать с ИИ, потому что бизнес верит, что это поможет оптимизировать расходы.

Виктор Рындин, гендиректор Wemakefab и сооснователь Dprofile:

Мы видим, что команды, которые используют ИИ для оптимизации рутинных задач, гораздо более эффективны, чем команды, которые работают по старинке, ресайзя баннеры самостоятельно, руками начинающих специалистов. Но если мы будем говорить не про маркетинг — на текущий момент помощь ИИ заключается скорее в дополнительном инструментарии. Бизнес приходит за командами и за специалистами, готовыми нести ответственность за показатели, ключевые метрики.

Модератор сессии Евгения Белоусова отметила, что сейчас все завязано на синергетическом взаимодействии, когда креативные индустрии взаимодействуют с представителями технологических кластеров, и тогда из этого что-то получается, поскольку нейросети возникли на стыке биологии и ИТ.

Заменят ли роботы креаторов Роботы не заменят креаторов, уверен Эдуард Маас. По его словам, это инструмент, который взаимодействует с автором: ИИ может сделать красивую иллюстрацию, но оценить, красивая она или нет, не может. Генеративные сети можно сравнить с появлением первой видеокамеры — на таком же пороге открытия и его принятия мы сейчас находимся, — заявил Маас.

Эдуард Маас, руководитель D.Lab:

Важны два аспекта: первый — хорошо, что достаточно много опенсорс-нейросетей, то есть они не находятся в руках какой-то одной страны или проприетарной компании; второй — они обычно принадлежат западной культуре, и нам нужно создавать собственные датасеты, собственные хранилища для алгоритмов и данных. Генеративные сети очень серьезно повлияют на UGC — для пользователей это тоже станет новым инструментом. Главное — что ответственность все равно будут нести люди.

Хосейн Шейх Аль-Эслами также считает, что ИИ и даже AGI не заменят человека. В Иране стараются подружиться с логикой ИИ во всех сферах, рассказал он. Население понимает, что вскоре ИИ будут использовать повсеместно, поэтому мы должны с ним подружиться и сформировать креативную связь между людьми и машинами, между людьми и нейросетями, продолжил Шейх Аль-Эслами.

Хосейн Шейх Аль-Эслами, вице-президент Национального фонда предпринимательства в области цифрового контента и руководитель проекта ArtTeam:

Экономическая система показывает, что каждая революция приводит к каким-то последствиям. Когда появился паровой двигатель, многие боялись — говорили «что произойдёт с нашими сотрудниками, как мы будем работать дальше», но экономическая система перестроилась, и никто больше не жаловался. Мне кажется, экономическая система может сама реорганизоваться, учитывая аспекты ИИ и то, как они работают на рынке труда. Но это произойдет со временем. Никто не должен бояться, что ИИ заменит человека. Экономика продолжается. Экономика подстроится под эту новую ситуацию, поэтому не стоит беспокоиться.

Как заказчики воспринимают использование нейросетей Кирилл Рейв напомнил, что о существовании нейросетей знают и заказчики, и зрители, поэтому количество времени, уходящего на эти задачи, уменьшается, но количество задач растёт.

Кирилл Рейв, цифровой художник:

Что такое эти генерации быстрые? Это не конечный продукт, это чаще всего очень хороший референс, эскиз. Это то, что мне помогает на встрече с заказчиком или коллекционером. Просто ему показать, будто раскрыть свой мозг не на словах, а уже визуально объяснить, в какую сторону движется проект.

Наспех закинуть в нейросеть промпт, немного скорректировать результат и отправить заказчику — это непрофессионально, уверен Алексей Риттенберг. Если говорить про настоящий дизайн и искусство, там заказчик принимает не просто картинку, а продукт, продолжил художник. По его словам, при создании продукта нейросеть позволяет создать образ, который дальше внедрить нужно внедрить — создать и распечатать, например, на 3D-принтере.

Алексей Риттенберг, дизайнер и художник:

Пока что ИИ не даёт нам полного объёма информации, чтобы мы могли направить это в производство прямо сразу же после создания промпта и распечатали. И хоть художник в первую очередь должен создать эффект восхищения у зрителя, не стоит забывать, что художник — это креатор, который смотрит в будущее и имеет плотную связь с тем, что сейчас происходит. То есть контекст. Просто красивая картинка останется в плоскости простой.

Арман Яхин использует нейросети, в частности Midjourney, для создания референсов, чтобы оперативно выстроить диалог с клиентом и продать идею. Он считает, что через 10 лет вместо режиссёров и художников будут люди принципиально иных профессий. «Огромное количество профессий исчезнет. Много народу остается без работы», — заявил Яхин. По его словам, нейросети — это «подрывная» инновация.

«ИИ становится частью нашего ДНК». Как пользователи взаимодействуют с нейросетью Looky«Looky — это аналог Instagram*(запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России). Помимо стандартных функций — постов, сторис, рилсов и мессенджера, — в приложении есть встроенная бесплатная нейросеть и геймификация», — рассказал креативный директор Looky Артём Коновалов. По его словам, ИИ становится частью нашего ДНК, а для следующих поколений уже станет абсолютной нормой, причём люди будущего будут производить гораздо больше контента, созданного при помощи технологий.

Артём Коновалов, креативный директор Looky:

Наша задача как площадки — создавать контентную политику, внутри которой люди будут генерить какой-то позитивный контент и тем самым улучшать ситуацию внутри своего сознания и ситуацию в целом, в некоем мировом котле сознания.

Команда Looky объединила наработки, которые уже были в игровой индустрии, и имплементировала это в соцсеть — так, чтобы это было нативно, просто и интересно, рассказал Коновалов. По его словам, вся наша жизнь — игра; все любят призы, ачивки, у всех есть цели, поэтому геймификацию сделали частью процесса общего постинга, взаимодействия с комьюнити. А ИИ представлен как дополнительный инструмент для создания контента.

При этом порядка 50% аудитории Looky на постоянной основе используют нейросеть как некий daily tool, продолжил креативный директор Looky. Он считает, что технология так хорошо «взлетела» внутри соцсети, потому что нейросеть раскрепощает человека — не у всех яркий интересный контент, наполненный жизнью, и многие предпочитают быть наблюдателями.

Артём Коновалов, креативный директор Looky:

В этом смысле нейронка — как детская песочница, которая дает возможность что-то быстро, интересно создать и не стесняться это запостить. Мы тоже почувствовали некую «детскость» внутри этой технологии, потому что раньше действительно нужно было быть художником, дизайнером, чтобы создать что-то, а сейчас это можно сделать быстро.

ИИ-модератор: как нейросети работают на рекламном рынкеКак бы привлекательно не выглядела перспектива внедрения искусственного интеллекта в рабочие процессы, существуют реальные финансовые и юридические риски его использования. Дело в том, что практически все платформы отказывают пользователю в гарантиях на юридическую чистоту полученного контента.

Ольга Петрова, управляющий директор Okkam Creative:

Представьте, что ИИ сгенерировал креатив, его использовали в наружной рекламе или баннерах. Всегда остается вероятность, что нейросеть позаимствовала что-то у другого автора или интегрировала в рекламу лицо реально существующего человека. Вопрос не в выплатах правообладателю, а в затратах на изменение креативов на рекламных носителях по всей стране. Поэтому пока мы можем использовать без рисков ИИ только для внутренних целей агентства.

Агентства чаще всего смотрят на ИИ только как на генератор идей или как на способ сэкономить время, хотя спектр его возможностей гораздо шире. Например, не менее перспективными зонами применения являются аналитика и исследования.

Команда Okkam Creative протестировала возможности ИИ на базе сервиса для проведения и анализа глубинных интервью. Главными результатами исследования стали инсайты по триггерам внимания: что нравится потребителям, а что нет, что может повлиять на намерение купить, а что оттолкнет. Выявить их помогла когнитивность ИИ модератора. Удалось соотнести результаты теста с медиазатратами брендов и узнать, какой бюджет на продвижение можно сэкономить при качественном креативе.

Эффективность такого подхода подтвердилась и во время решения конкретной задачи по улучшению качества роликов одного из клиентов Okkam Creative. На основе инсайтов, полученных от ИИ, команда составила креативный бриф, куда внесла рекомендации по подготовке ролика для клиента. По результатам его тестирования, показатель интереса вырос с 64% до 74%, намерение купить — с 54% до 60%, а лояльность среди нерегулярных потребителей выросла в два раза.

Ольга Петрова, управляющий директор Okkam Creative:

С помощью аналитических способностей ИИ можно получить даже самые сложные выводы для создания креативной стратегии — инсайты. Так что рассматривать нейросети в креативе только как генератора визуалов или идей — означает сильно сужать его способности.

РезюмеПока все, что делают нейросети, — это в основном красивые иллюстрации или интересные тексты, резюмировал Арман Яхин. По его словам, если бы человечество было таким плохим, как нам иногда кажется, то первое, что сделала бы нейросеть, — начала бы уничтожать других людей. Но она этого не делает, потому что в большинстве своём люди добрые. «Мы же все равно все думаем о любви, о доброте, о тепле. И нейросети перенимают то же самое. Я верю, что нейросети и ИИ будут теми, какими мы научим. А научим мы только тем, кто мы есть», — объяснил Яхин.

Евгения Белоусова отметила, что качество — это наши ожидания от продукта, а качество ИИ еще предстоит оценить человеку. По её словам, все нейросети ограничены в памяти по части обработанной информации.

Евгения Белоусова, лидер технологического сообщества «Техпросвет ВКонтакте» и главный редактор Telegram-канала «Луис Иванович Вьютон»:

В моем понимании они могут хранить совсем небольшой объём данных, и здесь, как мне кажется, у человека есть преимущество, потому что насмотренность, которая есть у человека, вырабатывается с течением большого количества лет. У ИИ она ограниченна.

С точки зрения энергоэффективности мы, люди, значительно круче, уверен Эдуард Маас. «Нейросети нужно много вычислительных мощностей, чипов и так далее. А нам с вами, чтобы решить какую-то задачу, достаточно утром выпить кофе и съесть пирожок. Кому-то кофе достаточно. То есть мы более совершенны», — подытожил Маас.