История космодрома Байконур. Как он стал единственной площадкой России для пилотируемых космических пусков?

Байконур — первый и крупнейший в мире космодром (территория составляет 6717 квадратных километров). Является единственным ракетным полигоном, с которого в СССР, а теперь и в РФ, можно осуществлять пилотируемые космические полеты. С ракетного комплекса Байконура были запущены на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, первый землянин Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. «Лента.ру» рассказывает о космодроме Байконур.

История космодрома Байконур. Как он стал единственной площадкой России для пилотируемых космических пусков?
© Lenta.ru

Где находится космодром Байконур

Байконур расположен на территории Казахстана в Кызылординской области на правом берегу реки Сырдарья между городом Казалинск и поселком Джусалы, неподалеку от поселка Торетам (ранее Тюра-Там). Космодром и город с одноименным названием образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана до 2050 года.

История создания космодрома Байконур

Предпосылки

20 мая 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании баллистической ракеты межконтинентальной дальности (способной доставить ядерное оружие на другой континент), которая должна была стать главной ударной силой советских ракетных войск стратегического назначения в развернувшейся холодной войне между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.

Работа по созданию ракеты, получившей индекс Р-7, была поручена Особому конструкторскому бюро № 1 (ОКБ-1, ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева). под руководством Сергея Королева, который получил весьма широкие полномочия как по использованию необходимых материальных ресурсов, так и по привлечению специалистов разных отраслей промышленности страны.

Поиск подходящего места

Почти сразу же Королев обозначил проблему с отсутствием комплекса предстартовой подготовки ракет-носителей и запуска межконтинентальных баллистических ракет. Полигон Капустин Яр, расположенный в Астраханской области, не подходил для испытания Р-7, которая должна была доставить боеголовку на камчатский полигон Кура, преодолев восемь тысяч километров.

Было желательно, чтобы трасса полета пролегала над малонаселенными регионами СССР, в которых без большого ущерба для экономики можно было выделить немалые площади для падения ракетных ступеней.

Поскольку первые модификации «семерки» были радиоуправляемыми, требовалось иметь три наземных пункта управления: два по обе стороны от старта на расстоянии до 250 километров и один по ходу траектории полета на расстоянии до 500 километров.

Сам полигон (площадь не менее шести тысяч километров²) вместе с созданием монтажно-испытательного корпуса должен был располагаться в безлюдной местности, иметь железнодорожные подъездные пути и источники пресной воды.

Были рассмотрены пять вариантов: Астраханская область, Дагестан, Мордовия, Чувашия и Кызылординская область Казахстана. Было принято решение становиться на последнем варианте, как наиболее оптимальном. Немаловажную роль сыграло и то, что чем ближе космодром располагается к экватору, тем быстрее скорость вращения Земли, и тем легче взлет ракеты (около Москвы скорость вращения нашей планеты составляет 260 метров в секунду, в районе Байконура — 316 метров в секунду).

Строительство Байконура

Первые группы военных строителей прибыли на разъезд Тюра-Там 12 января 1955 года, а ровно через месяц совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было утверждено создание научно-исследовательского испытательного полигона № 5 министерства обороны СССР (НИИП-5), получившего кодовое название «Тайга».

Руководителем строительства был назначен генерал-майор Георгий Шубников, подразделения которого во время Великой Отечественной наводили переправы через реки, строили и разминировали дороги, а после окончания войны возводили в Берлине административные здания и скульптурные ансамбли, в том числе, знаменитый памятник Воину-освободителю в Трептов-парке по проекту скульптора Евгения Вучетича.

Один из сподвижников Королева, конструктор Борис Черток вспоминал:

Дорога шла прямо по плотному грунту действительно бескрайней, голой, еще зимней степи. Зимняя влага мешала истолченной почве превращаться в мелкую дисперсную всепроникающую пыль. Можно было дышать полной грудью чистым степным воздухом. Слева велась прокладка бетонной трассы ко второй и первой площадкам. К стройкам шли вереницы самосвалов с бетоном

Зимой военные строители жили в палатках, к весне на берегу Сырдарьи появились землянки. 5 мая 1955 года было возведено из дерева первое здание поселка, получившего неофициальное название Заря, а 2 июня 1955-го министерство обороны СССР включило НИИП-5 в список своих объектов в качестве воинской части 11284. Эта дата с 1960 года считается официальным днем рождения космодрома.

28 января 1958 года поселок Заря получил официальное название Ленинский, 21 июня 1966-го был переименован в город Ленинск, а 20 декабря 1995 года стал Байконуром

Работы на объекте в течение нескольких лет велись круглосуточно, без выходных и праздничных дней, порой в сложных погодных условиях, когда дневная температура 6 градусов тепла по Цельсию падала ночью до минус 22 градусов.

Один из участников строительства космодрома, подполковник Петр Толстик отмечал:

Когда мы возвращались после дежурства, требовалось не менее трех часов, чтобы прийти в себя. В голове звучало что-то подобное барабанному бою, напоминающее несмолкаемый гул моторов, не поддающееся расчленению; он сливался в единый гул от работы этой массы людей и машин на строительстве. День и ночь пустыня содрогалась от этих гулов

Первые старты

В мае 1957 года были сделаны важные шаги: 5 мая специальная комиссия приняла в эксплуатацию первый стартовый комплекс НИИП-5, а 6 мая на нем была размещена ракета Р-7. Однако первый пуск «семерки» вечером 15 мая оказался неудачным — в хвостовом отсеке одного из блоков ракеты возник пожар, что привело к прекращению полета на 99-й секунде. Несколько последующих стартов Р-7 также не привели к успеху.

Удачным оказался пуск 21 августа 1957-го, что позволило СССР совершить исторический прорыв: 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. На базе Р-7 ОКБ-1 разработало трехступенчатую ракету-носитель «Восток», первый успешный пуск которой состоялся 2 января 1959 года.

А 12 апреля 1961 года ракета вывела на орбиту корабль «Восток-1», успешно осуществив полет человека в космос — летчика-космонавта Юрия Гагарина.

Меры секретности

Чтобы ввести в заблуждение западные разведки НИИП-5 было присвоено название небольшого поселка Байконур (в переводе с казахского «Богатая долина») в 325 километрах к северо-востоку от полигона, где были возведены муляжи стартовых площадок. После полета Гагарина в международные организации были сообщены координаты именно этого населенного пункта. Название было подхвачено советской прессой и прочно вошло в обиход.

Однако обмануть США не удалось: точное месторасположение космодрома они установили еще 5 августа 1957 года после пролета над территорией Советского Союза самолета-разведчика Lockheed U-2. В итоге в западных источниках советский полигон до начала 1990-х годов именовался как Tyuratam — по названию ближайшей железнодорожной станции.

На космодроме Байконур была принята система коротких кодированных сигналов: «Скорпион-1» означал, что вражеские шпионы едут на поезде мимо полигона, «Скорпион-2» оповещал о пролете неприятельских разведчиков на самолете, «Скорпион-3» свидетельствовал о других, более серьезных акциях диверсантов. По любому из этих сигналов жизнь на космодроме на несколько минут замирала.

Местные остряки прозвали Сергея Королева с его грубовато-взрывным характером «Скорпионом-4». Узнав об этом, конструктор вскипел от негодования:

Фашистским скорпионом я никогда не был, «Скорпион-4» — неумная выдумка недалекого человека. Я надеюсь, что мои друзья не будут распространять обо мне подобные пошлости!

Катастрофы с человеческими жертвами

24 октября 1960 года при подготовке к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на 41-й стартовой площадке Байконура в 18.45 по местному времени произошел пожар, в результате которого погибли 78 человек, в том числе командующий ракетными войсками стратегического назначения СССР главный маршал артиллерии Митрофан Неделин.

24 октября 1963 года при испытании межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А вспыхнул пожар на 70-й стартовой площадке Байконура, лишив жизни восьми человек в шахтной пусковой установке. С тех пор 24 октября на космодроме пуски не проводятся, в этот день вспоминают тех, кто погиб при освоении космоса.

23 апреля 1967 года с космодрома был запущен «Союз-1» с летчиком-космонавтом Владимиром Комаровым, который погиб на следующий день при приземлении из-за отказа парашютных систем корабля.

8 июня 1971 года с Байконкура на орбиту был отправлен «Союз-11» с экипажем в составе командира корабля Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-исследователя Виктора Пацаева. 30 июня 1971-го все трое погибли при возвращении на Землю из-за отсутствия скафандров при внезапно образовавшейся разгерметизации на борту корабля.

Какие ракеты и космические корабли запускали с Байконура

На космодроме испытывались несколько поколений ракет-носителей и их модификаций, созданных на основе Р-7 (в частности, «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Циклон», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия»). С Байконура запускались различные межконтинентальные баллистические ракеты (Р-9, Р-36, УР-100, УР-200 и ряд других).

На орбиту выводились пилотируемые космические корабли «Восток» (1961-1963), «Восход» (1964-1966). С 1967-го в космос летают пилотируемые «Союзы», с 1978-го — грузовые «Прогрессы».

15 июля 1975 года с космодрома Байконур был запущен «Союз-19» с командиром экипажа Алексеем Леоновым и бортинженером Валерием Кубасовым, который на орбите состыковался с американским кораблем Apollo, ознаменовав начало важной эпохи в совместном освоении космоса.

19 апреля 1971 года с Байконура была выведена на околоземную орбиту первая в мире пилотируемая орбитальная станция «Салют-1» (первая из десяти советских орбитальных станций). 1 февраля 1999 года запуском в космос российского функционально-грузового отсека «Заря» было начато строительство Международной космической станции.

Осуществляя программу «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года свой единственный полет в автоматическом режиме осуществил многоразовый космический корабль «Буран» без экипажа на борту.

С 4 октября 1957 года по 31 марта 2024 года с Байконура совершено 1540 орбитальных пусков ракет-носителей, в космос выведены 1999 летательных аппаратов, в том числе искусственные спутники Земли.

Передача космодрома гражданским

После распада Советского Союза в 1991 году космодром перешел в собственность Казахстана. 28 марта 1994 года президенты России и Казахстана Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев подписали соглашение об аренде Байконура РФ сроком на 20 лет (ежегодная плата составляет 115 миллионов долларов). В 2004 году договор был продлен до 2050-го.

В 1994-м космодром был передан от военных в ведение гражданских организаций. Главным из них является подразделение госкорпорации «Роскосмос» (бывшее министерство общего машиностроения СССР) — космический центр «Южный», входящий в Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.

Инфраструктура и посещение

На космодроме также работают представители других отечественных предприятий, среди которых Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева, Ракетно-космический центр «Прогресс» и Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Общее число работающих превышает десять тысяч человек. На территории космодрома Байконур располагаются четыре действующих стартовых комплекса для пусков ракет-носителей.

Байконур включает в себя два аэропорта: аэродром «Крайний» и аэродром «Юбилейный», измерительный комплекс с вычислительным центром для контроля и управления полетами, 13 монтажно-испытательных корпусов, имеются также заправочно-нейтрализационная и заправочная станции. Космодром включает в себя 470 километров железнодорожных путей, 1281 километр автомобильных дорог, 6610 километров линий электропередачи и 2784 километра линий связи.

Добраться до космодрома из России и Казахстана можно на самолете, долетев до города Кызылорда, на поезде Москва-Торетам или Алматы-Торетам. На территорию самого Байконура можно попасть только в составе официально организованной экскурсионной группы. При этом необходимо иметь разрешение на посещение космодрома от Роскосмоса, куда заявку на поездку нужно подавать за два месяца до путешествия.