Дайверы АПУ провели подводные исследования в Русской Гавани Новой Земли
НОВАЯ ЗЕМЛЯ, 9 июля. /ТАСС/. Экспедиция Арктического плавучего университета- 2024 (АПУ) провела подводные исследования у побережья Новой Земли в заливе Русская Гавань, передает корреспондент ТАСС с борта научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов". Исследователи смогли провести два погружения за два дня на глубины до 30 м. Условия работы были сложными из-за плохой видимости, работы пришлось прерывать из-за шторма.
"Вода была жутко мутная, первые 10-15 метров просто молоко, видимость низкая. Тяжело было работать. Поэтому вчера и сегодня мы уходили до 30 метров, - рассказал ТАСС старший научный сотрудник лаборатории гидробиологии Санкт-Петербургского филиала ВНИРО Юрий Зуев. - Вчера место было интереснее, там большое количество актиний, полихет разнообразных, крабов много мелких местных, брюхоногие моллюски, довольно живо".
Биологи исследуют у побережья так называемый "мегабентос" - это совокупность крупных (более сантиметра) долгоживущих беспозвоночных, их почти не улавливают традиционные орудия количественного учета - дночерпатели.
Несмотря на наличие публикаций, посвященных мегабентосу в целом и его отдельным представителям в прибрежье Баренцева моря, крупные беспозвоночные верхней сублиторали изучены крайне слабо.
"Это северная сторона Баренцева моря, и на наших водолазных глубинах, где мы привыкли работать, мы видели очень высокое разнообразие, фауна достаточно сильно пересекается, поэтому вся возможность для индикационных свойств беспозвоночных, она сохраняется: что на южной части, которую мы знаем довольно неплохо, что здесь похожие виды, можно смотреть и биогеографическое распространение, и появление тепловодных видов, такие вещи можно анализировать, - пояснил собеседник агентства. - Можно пытаться делать выводы о распространении фауны, о связи южной и северной части моря".
Подводный мир у Новой Земли
Фауна у побережья Новой Земли оказалась богаче, чем в южной части акватории Земли Франца-Иосифа. "Вчера плотность коралловых полипов, они как цветы выглядят, и актиний, была несколько десятков на квадратный метр, как поле цветов. Сегодня так же, но попроще слегка", - отметил Зуев.
Он пояснил, что в рейсе на "Молчанове" исследователи смотрели возможность работы с такого судна в комплексной экспедиции, и оценивали, насколько это возможно. У них с собой был максимум оборудования, часть его использовать сложно в незнакомом подводном рельефе. В оптимальных условиях нужна совместная работа с робототехниками, когда сначала погружается подводный аппарат, проводит съемку, и лишь затем погружаются водолазы.
Кроме того, желательно в одном месте погрузиться два раза. Для этого судно должно достаточно долго стоять на точке. "Мы спокойно делали бы длинный разрез, проходили его, описывали и отмечали бы на второй заход пару точек для взятия. Физически в этой воде довольно тяжелый вариант три погружения. А так два отдельных захода с перерывом в несколько часов. Отработали, вышли, проанализировали, высушились, отдохнули и зашли второй раз", - добавил он.
Для водолазов, особенно при работе в очень холодной воде, важно соблюдать режим труда и отдыха. "Ночью нужно спать, между погружениями нужно отдыхать, по режиму питаться", - уточнила доцент кафедры прикладной и системной экологии Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) Надежда Зуева.
Плавучий университет
АПУ-2024 вышел из Архангельска 25 июня для проведения исследований в Белом и Баренцевом морях, на островах Колгуев, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
Официальные спонсоры и партнеры проекта - правительство Архангельской области, Министерство науки и высшего образования РФ, Русское географическое общество, Банк ВТБ, ГМК "Норильский Никель", Росгидромет (ФГБУ "Северное УГМС"), национальный парк "Русская Арктика", координационный центр "Плавучий Университет" на базе МФТИ, круглогодичный молодежный образовательный центр "Наука".
Экспедиции Плавучего университета проводятся в рамках национального проекта "Наука и университеты", реализуемого Минобрнауки России, и входят в инициативу "Наука побеждать" Десятилетия науки и технологий.