Исследование РАН: престиж профессии ученого вырос до 67%
На пресс-конференции в центре «Россия сегодня» РАН представила результаты исследования отношения россиян к науке. В этом году оно охватило 1600 респондентов. Представители науки обсудили, почему более 80% граждан доверяют ученым, на какие группы можно поделить респондентов по их отношению к науке и как повысить научную грамотность россиян. Об образах ученого и инженера в обществе, стабильном интересе к науке и вере в ведьм и колдунов читайте в нашем материале.Пассивный интерес россиян27 июня в пресс-центре «Россия сегодня» прошла пресс-конференция на тему доверия общества к ученым. С 2021 года РАН проводит исследование отношения россиян к науке, и в этом году оно охватило 1600 респондентов. Граждане ответили на вопросы об интересе к науке, информированности о работе и достижениях ученых, престиже профессии ученого в обществе и востребованности науки властью и бизнесом.Научный руководитель исследовательской группы «ЦИРКОН» Игорь Задорин заявил, что результаты исследования отражают противоречивое представление россиян о науке. С одной стороны, две трети респондентов все четыре года стабильно заявляют о том, что они интересуются наукой. При этом видно, что этот интерес пассивный — в основном респонденты наталкиваются на научные достижения при просмотре новостей в СМИ или в интернете, и только 18% целенаправленно ищут сообщения на эту тематику. Чаще всего население получает информацию из традиционных СМИ, а специализированные научные издания интересуют лишь 15%. Задорин назвал проблемы, существующие в отношениях россиян и ученых: лишь 12% респондентов назвали какого-либо российского исследователя мирового уровня. Чаще всего это были Григорий Перельман, Виктор Садовничий, Татьяна Черниговская и некоторые сравнительно молодые ученые, занимающиеся популяризацией науки. Чуть лучше ситуация с попыткой назвать важнейшие достижения науки за последние 10 лет — не только российские, но и мировые. Респонденты более активно называли достижения в инженерных и медицинских науках. Тем не менее больше 40% граждан пропустили этот вопрос.Игорь Задорин рассказал о престиже ученого в обществе. Фактически 81% граждан доверяют работникам науки, 70% считают, что технологии делают жизнь легче и удобнее, 78% — что ученые работают на благо общества, а 67% — что профессия ученого престижна. Российской академии наук люди доверяют наравне с президентом и армией. Есть связка доверия к ученым и ожидания от них общественной пользы: достижения науки должны работать на повышение качества жизни в России. Отрицательных суждений о том, что наука не дает принципиально новых знаний, придерживаются лишь 10% респондентов. По словам Задорина, в большей степени науке доверяют лица более старшего возраста, заставшие советское время, когда была активная популяризация науки и позитивное отношение к ее достижениям. В массовом сознании у профессии ученого есть очевидные черты — она трудная, уважаемая и престижная. Однако по степени свободности профессии и ее оплачиваемости общественное мнение разделилось. Кроме того, граждане считают, что бизнес и государство недостаточно эффективно внедряют достижения российских ученых, но распространенность таких оценок неуклонно снижается.Образ ученого — Менделеев и очкиСтепан Львов, директор по стратегическому развитию ВЦИОМ, представил образы ученого и инженера в современной России. Их мониторинг начался в 2023 году, однако за два года есть уже достаточно яркая динамика. В этом году специалисты задавали вопросы о том, какие образы приходят в голову при словах «ученый» и «инженер». Ученым население считает умного и грамотного человека. Затем следуют две конкретные фигуры — Дмитрий Менделеев и Альберт Эйнштейн. На четвертом месте находится элемент образа «разработки и исследования», а на пятом расположился внешний признак — очки. По данным опроса, всего лишь за год престиж профессии ученого вырос на 10 пунктов — с 51 до 61%. Граждане считают, что ученый — это человек, благодаря которому идет прогресс и от которого зависит развитие технологий.Когда респонденты представляли образ инженера, они называли прилагательные «умный», «образованный», «компетентный». Интересно, что 9% респондентов называли «мужчину», 8% — человека, который что-то конструирует и изобретает. Инженер имеет больший престиж, чем ученый, — 72%. Респонденты считают, что это востребованная профессия в условиях дефицита кадров и роста промышленности в стране. Она позволяет создавать и внедрять новые технологии и способствует развитию общества.Эксперты спросили родителей о том, какую профессию они бы предпочли для своего ребенка. Оказалось, что 75% россиян готовы выбрать для детей научную карьеру. Чаще всего родители называли профессию программиста ИИ, инженера-робототехника и биоинженера.По словам Львова, 27% опрошенных видят большой кадровый потенциал для науки в стране. Чтобы привлечь людей к научной работе, 40% респондентов предложили повысить зарплаты ученых, а 19% — сделать образование более доступным. Некоторые граждане считают важным развитие просветительской деятельности, однако Степан Львов подчеркнул, что одна популяризация науки не исправит ситуацию — в основном она затронет взрослое население, а не детей и подростков.Растет доверие к науке, но не интерес к нейТимофей Нестик, заведующий лабораторией Института психологии РАН, объяснил, как психологические факторы влияют на отношение граждан к науке. Он рассказал, что сегодня в стране растет позитивная оценка Российской академии наук. Она чаще характеризуется как умная, сложная, сильная, интересная. По данным лонгитюдного исследования, в последние три года доверие к науке выросло, а вот интерес к научным новостям несколько снизился: этот эффект наблюдается во время локальных и мировых кризисов.«Переживание потери контроля усиливает потребность в теориях, которые делают мир понятным. Тревога снижает потребность в познании и повышает ожидание простых, однозначных ответов на сложные вопросы», — объяснил Тимофей Нестик.Наибольший вклад в интерес к научным достижениям вносит вера в то, что наука улучшит жизнь, интерес к долгосрочному будущему и доверие к ученым. Как оказалось, интерес к новостям о научных достижениях подстегивается не только надеждами на технологический прогресс, но и связанными с ним страхами.Среди горожан, принявших участие в исследовании, 39% верят в существование ведьм и колдунов, а 34% верят в способность экстрасенсов предсказывать будущее, причем вера в паранормальное растет среди молодежи. По словам Нестика, эти явления набирают популярность из-за того, что люди стремятся сделать свою жизнь более предсказуемой.Несмотря на растущую вовлеченность граждан в мероприятия по популяризации науки, для повышения научной грамотности еще многое предстоит сделать. В среднем из 14 тестовых вопросов горожане правильно отвечают на 8. Больше всего неверных ответов в вопросах, связанных с физикой, а хуже всего результаты тестов у молодежи. Тимофей Нестик подчеркнул, что в основе научной грамотности лежит не просто информированность — здесь мало олимпиад и тестовых заданий, — а определенное мировоззрение. Исследование говорит о том, что это мировоззрение основано на интересе к долгосрочному будущему, потребности в познании, признании сложности человека и мира, представлении о том, что к одной цели можно идти разными способами. Не поддерживая эти ценности, государству будет сложно повысить научную грамотность.4 типа россиян по отношению к наукеИсследование показало, что доверие к науке поддерживается непротиворечивостью публичных высказываний ученых по общественно значимым вопросам и убеждением в том, что они бескорыстны и неполитизированны. Сильнее всего доверие к ученым зависит от доверия к социальным институтам в целом, интереса к будущему, потребности в познании и уверенности граждан в своих силах.По словам Нестика, можно выделить четыре социально-психологических типа отношения горожан к науке и ученым. Первый тип — полагающиеся на российскую науку (30%), их собирательный образ выглядит как женщина старшего возраста с высоким доверием к российским ученым, но при этом относительно низкой научной грамотностью и верой в паранормальное, большинство в этой группе — активные телезрители.Второй тип — безразличные к науке (31%). К ним принадлежат мужчины и женщины в мегаполисах и городах с численностью 250–500 тысяч жителей с низким уровнем психологического благополучия. Третий тип — ориентированные на мировую науку (21%) — в основном мужчины с высшим образованием, получающие информацию из телеграм-каналов и скептически оценивающие достижения российской науки. Последний тип — не доверяющие науке популисты (18%). Для них характерна низкая научная грамотность, высокая вера в конспирологические теории и паранормальное, а также убеждение, что ученые далеки от простых граждан.Наука дает веру в будущееКак считает Тимофей Нестик, для повышения доверия к науке необходимо укреплять уверенность россиян в их способности влиять на свое будущее. Растущий запрос на понятное «завтра» требует ответа со стороны научного сообщества и публичных выступлений с научно обоснованными прогнозами. Нужно усиливать роль РАН в принятии государственных решений, развивать профессиональные ассоциации ученых, больше рассказывать о ценностях и мотивации исследователей, о том, что по-настоящему их волнует. Для поддержки интереса к науке, научной грамотности и критического мышления необходимо развивать долгосрочную ориентацию и социальное воображение, способность представлять будущее, анализировать риски и возможности, связанные с развитием новых технологий.Степан Калмыков, вице-президент Российской академии наук, подвел итоги исследования. Он подчеркнул, что люди ищут простые решения сложных задач и ждут, что их жизнь кардинально изменится в самое ближайшее время. Однако процесс внедрения технологий не такой быстрый — например, последний используемый класс антибиотиков был сделан в 1980-х годах. Разрыв между наукой и применяемыми технологиями идет на десятилетия. Кроме того, осведомленность граждан не определяется известностью ученых. Калмыков подчеркнул, что сложно поменять психологию общества и естественный ход внедрения разработок, но в части просветительской деятельности прогресс возможен. Академия продолжает популяризовать науку и повышать качество ее новостей.