Главным направлением развития Южного Урала станут высокие технологии

На днях губернатор Челябинской области Алексей Текслер умело управлял трактором на полигоне, находясь в это время на сцене в павильоне выставки "Россия" в Москве.

Главным направлением развития Южного Урала станут высокие технологии
© Российская Газета

- Поворачиваем направо… поднимаем ковш… вот так можно даже пахать поля, сидя в кабинете! - пошутил глава региона.

В рамках дней Урало-Сибирского региона в столице обсуждали перспективы развития всех субъектов УрФО, определяли магистральные направления и называли главные проекты, которые определят будущее каждой из территорий. Доминантой для Южного Урала назвали обеспечение технологического суверенитета страны.

Время ставит сложные вопросы, связанные с ростом производительности труда, обеспеченностью самых разных отраслей кадрами. Ответы на них ищут и находят в Челябинской области, в которой столетиями развивались металлургия и машиностроение. Сегодня регион утверждается в звании лидера промышленной роботизации.

Роботам нужны люди

Зимой 2024 года в Челябинске открылось серийное производство промышленных роботов. Первым был выпущен агрегат грузоподъемностью 120 килограммов, сейчас готовятся к запуску в производство модели, рассчитанные на грузы до 60 и 30 кило. Программное обеспечение для них тоже создают в регионе. К концу следующего года будут заменены последние импортные компоненты - южноуральские роботы станут на 100 процентов отечественными. А недавно в области определились с местом, где разместится особая экономическая зона роботизированных систем - это будет Красноармейский район. Но для появления нужных стране умных машин должны сначала появиться нужные люди.

Самое интересное - наблюдать, как идеи и планы воплощаются

- Роботизация - это не только сами роботы. Ключевой момент - интеграция, наличие специалистов, которые могут трансформировать любой технологический процесс, а также робота, который произведен, - рассказал Алексей Текслер. - Мы открываем на базе ЮУрГУ кафедру промышленной роботизации. В этом году также запустили ряд образовательных программ в СПО, вместе с "Заводом роботов" создали центр компетенций, который поможет с подготовкой кадров для всей страны.

Эта тема в Челябинской области громко зазвучала, когда робот Федор слетал на МКС, хотя изначально не был создан для космоса. Сейчас магнитогорские конструкторы вместе с профильной госкорпорацией разрабатывают специализированного орбитального робота, который будет на станции значительно полезнее своего предшественника.

Электрический и арктический

Завод по производству троллейбусов и электробусов, который открылся в Челябинске в прошлом году, уже снабжает яркими и современными машинами несколько регионов страны. Вагоностроительный завод в Усть-Катаве выпускает новые модели трамваев и разрабатывает машину для метротрама, строящегося в Челябинске. Запущено производство арктического автобуса, уникальной машины, которую успешно испытали полярники в условиях Крайнего Севера.

Особую роль региона в обеспечении страны общественным транспортом отметил Игорь Левитин, советник и спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в сфере транспорта. А еще именно в Челябинской области, в Миассе, производят большую часть российских пожарных машин.

В первом приближении

"Челябинская область начинается с мечты" - именно так называется стенд региона на выставке "Россия". Самое интересное - наблюдать, как идеи и планы воплощаются. Например, инфраструктурный проект в сфере образования - кампус мирового уровня общей площадью более 123 тысяч квадратных метров. Или современные детские медицинские центры, один из которых уже строится в Челябинске, еще два - в Магнитогорске и Златоусте - в ближайших планах.

Городской курорт "Притяжение" в Магнитогорске уже приобретает очертания и привлекает все больше гостей, помогает развивать малый бизнес и просто делать жизнь моногорода интереснее и разнообразнее. Проект реализуется на средства инвесторов, а дороги, парковки и инженерные коммуникации прокладывают с участием регионального и федерального бюджетов.

Фан-парк "Привилегия" в Челябинске - еще один перспективный и необычный проект, который станет в будущем магнитом для туристов и самих челябинцев. Этот многофункциональный парк развлечений примечателен еще и тем, что для его строительства привлекают в качестве инвесторов жителей города. В яхт-клубе "Привилегии" уже в июле этого года пройдет первый в истории Челябинска этап Кубка страны по парусному спорту.

Кстати, во время дней Урало-Сибирского макрорегиона в Москве разыграли "Кубок особого сплава" - это был творческий конкурс, участие в котором приняли артисты всех шести субъектов УрФО. Примечательно, что главный приз, тот самый особый кубок, был изготовлен в Челябинской области златоустовскими мастерами. И в итоге решением жюри и зрителей вернулся в родной регион - ведь завоевал его государственный академический ансамбль танца "Урал" из Челябинска.

ЦИФРА

2,5 триллиона рублей превысил ВРП Челябинской области в 2023 году. За последние 5 лет он вырос более чем на 70 процентов

Тем временем

Стенд Челябинской области на выставке "Россия" один из самых посещаемых: гости охотно качаются на качелях в окружении природных красот, наперебой фотографируются на валунах в цветочной фотозоне, а попутно разглядывают метеорит, произведенную в регионе технику и памятник академику Курчатову.

Здесь, на стенде, состоялась недавно премьера необычного мультфильма. Сценарист Антон Морозенко, который раньше играл в команде КВН "Луна", придумал историю о танке Т-34, который взрослеет во время войны, участвует в сражениях и в итоге занимает место на постаменте. И вот в наше время его хотят снять с пьедестала… Идею мультика навеял сюжет о демонтированном в Прибалтике памятнике советскому танку. А воплотили ее вместе с автором студенты ВГИКа при поддержке челябинского губернатора и управления молодежной политики области.

"Актуальная идея, учитывая, как сейчас многие переписывают историю. Рад, что молодые креативные люди берутся за такие патриотические проекты", - оценил задумку ребят Алексей Текслер.